Смеси на основе козьего молока: есть ли преимущества?


Авторы: Захарова И.Н., Холодова И.Н., Нечаева В.В.


В статье авторы поднимают вопрос о роли козьего молока в питании детей раннего возраста. Обсуждаются свойства козьего молока и его отличие от коровьего. Определяются показания для искусственных смесей на основе козьего молока. Авторы приводят пример назначения данных смесей из собственной практики.

Ключевые слова: младенцы, грудное вскармливание, коровье молоко, козье молоко, смеси на основе козьего молока.


Грудное молоко является «золотым стандартом» для вскармливания детей первого года жизни. К сожалению, женщина не всегда может кормить своего ребенка грудным молоком в силу различных причин. При отсутствии или недостатке грудного молока у матери в качестве основного или дополнительного питания детей раннего возраста применяются адаптированные молочные смеси, например смеси на основе козьего молока.

Козье молоко используется в питании взрослых и детей на протяжении нескольких тысячелетий. Для жителей горных и южных территорий продукты из козьего молока исторически являются неотъемлемой частью повседневного рациона питания.

Всерьез врачи заинтересовались целебными свойствами козьего молока и занялись изучением его состава в начале XX в. Толчком к началу исследований стали наблюдения ученых за младенцами, лишенными материнского молока. Показатель смертности детей, получавших козье молоко вместо материнского, был значительно ниже, чем у детей, получавших коровье молоко (1).

Парижская академия медицинских наук в 1900 г. официально признала козье молоко высокодиетическим продуктом и рекомендовала его для питания детей и людей с ослабленным организмом. В России самым ярым пропагандистом козьего молока был педиатр и детский диетолог В.Н. Жук, автор наиболее популярной в советском союзе книги «Мать и Дитя». Именно при его активной поддержке и участии в пригороде Санкт-Петербурга была организована ферма по разведению особой породы коз, привезенной из Швейцарии по специальному заказу правительства (1).

Спустя несколько лет широкая популярность употребления козьего молока в пищу привела к его дефициту. Это было связано с низкой продуктивностью коз как основного источника молока (среднесуточный удой от 1 козы составляет всего лишь 2–6 л молока в зависимости от условий содержания и породы, в то время как среднесуточный удой молока от одной коровы от 9 до 20 л). Козье молоко начали выдавать только по рецепту врача для вскармливания детей и питания истощенных людей с хроническими заболеваниями. Именно тогда польза козьего молока была официально признана и российской медициной.



Показатель смертности детей, получавших козье молоко вместо материнского, был значительно ниже, чем у детей, получавших коровье молоко


В последнее время козье молоко снова начинает обретать прежнюю популярность. Люди стали задумываться о своем здоровье, обратили пристальное внимание на вопросы здорового питания. И около 20 лет назад в различных странах мира для вскармливания детей начали производить смеси на основе козьего молока. В 2012 г. Европейское ведомство по безопасности пищевых продуктов EFSA опубликовало заключение о допустимости использования козьего молока в качестве источника протеинов для начальных и последующих формул (2). В августе 2013 г. данное разрешение было окончательно внесено в Directive 2006/141/EC. С тех пор использование козьего молока при производстве детских молочных смесей приобрело законодательную основу

Какие же особенности состава козьего молока представляют особую ценность при использовании его в качестве основы детской молочной смеси?

Выработка козьего и женского молока характеризуется сходным типом секреции – апокриновым. При таком типе секреции клетка частично разрушается, и в млечные протоки попадает клеточное содержимое – биологически активные вещества и другие клеточные компоненты (3). Коровье молоко, напротив, продуцируется мерокриновым типом секреции, при котором клетка остается целой, и клеточные элементы в молоко не попадают. Поэтому содержание биологически активных веществ в коровьем молоке значительно меньше, чем в козьем.



Парижская академия медицинских наук в 1900 г. официально признала козье молоко высокодиетическим продуктом и рекомендовала его для питания детей и людей с ослабленным организмом


Биологически активные вещества (такие как нуклеотиды, полиамины, свободные аминокислоты, факторы роста, лизоцим и др.), β-лактоза и белки мембран жировых глобул женского и козьего молока осуществляют защитную и восстановительную функции в отношении слизистой оболочки кишечника, способствуют его нормальному функционированию и здоровому состоянию, а также улучшают усвоение питательных веществ.

Некоторое сходство козьего и грудного молока наблюдаются и во фракционном составе их белков. Так, основной казеиновой фракцией козьего и грудного молока является β-казеин, а основной сывороточной фракцией – α-лактальбумин (4, 5), в то время как в коровьем молоке большая часть казеиновых белков представлена α-s1-казеином, а сывороточных – β-лактоглобулином (4).

Известно, что доля α-s1-казеина определяет параметры коагуляции белкового компонента. В экспериментальных работах S. Clark (6) показано, что α-s1-казеин является самым трудноперевариваемым белком, и его количество положительно коррелирует с плотностью и твердостью творожистого сгустка. Поэтому переваривание белков козьего молока с низким содержанием α-s1- казеина сопровождается образованием мелкого рыхлого творожистого сгустка, легкодоступного для взаимодействия с протеолитическими ферментами (4, 7).

Кроме того, α-s1-казеин является «транспортером» для других высокомолекулярных белков, например β-лактоглобулина. Исследования in vivo и in vitro показывают, что скорость гидролиза β-лактоглобулина козьего молока значительно выше скорости гидролиза β-лактоглобулина коровьего молока (4, 8-10). Это еще раз подтверждает более легкое переваривание белкового компонента козьего молока, особенно значимое для профилактики колик и запоров у ребенка первого полугодия жизни.

Отличительной чертой белковой фракции козьего молока является также отсутствие генетического варианта белка А1 β-казеина, характерного для коровьего молока. В процессе переваривания А1 β-казеина под действием ферментов ЖКТ образуются биологически активные опиоидные пептиды БКМ-7. В ряде исследований показано, что БКМ-7 вызывает воспаление в кишечнике, увеличивает продукцию муцина и замедляет моторику. Кроме того, под воздействием воспаления может ухудшаться состав микробиоты кишечника и, как следствие, всасывание лактозы (11). Таким образом, отсутствие варианта белка А1 β-казеина в козьем молоке снижает риск воспаления ЖКТ и оказывает положительное влияние на его функционирование (уменьшает боли и нормализует консистенцию стула), тем самым снижая риск возникновения функциональных расстройств у ребенка.

Стоит отметить, что жировая фракция козьего молока имеет свои особенности. Жиры козьего молока характеризуются высоким содержанием (34%) коротко- и среднецепочечных жирных кислот (КЖК и СЦТ: капроновая, каприловая, капровая, лауриновая, миристиновая). Названия некоторых из них даже содержат в себе латинский корень «сapra», что означает «коза». Высокое содержание КЖК и СЦТ оказывает влияние и на размер жировых глобул. В козьем молоке преобладают глобулы размером от 0,1 до 2 мкм, в коровьем молоке – от 2 до 4 мкм (12). СЦТ всасываются в кишечнике без участия желчных кислот сразу в венозную сеть, что в очередной раз объясняет лучшую усвояемость козьего молока (13-15).



Подробные результаты исследования читайте в полной версии статьи в PDF


Вы также можете ознакомиться с материалами статьи на сайте научно-практического журнала для врачей «Медицинский совет».



Литература

1 Ермилова Н.Н. Козье молоко, козий сыр и козья шерсть. М.: «Аст», 2010. 160 стр.

2 Протокол заседания EFSA 2012; 10(3):2603. Suitability of goat milk protein as a source of protein in infant formulae and in follow-on formulae 7. EFSA Journal, 2012, 10(3): 2603.

3 Маланичева Т.Г. Рациональное питание ребенка первого года жизни, заболевания желудочно-кишечного тракта, билиарной системы и органов дыхания. Часть 1. Казань, 2013, с. 69.

4 Булатова Е.М. Методическое пособие. СПб, 2006.

5 Тутельян В.А. Детское питание. Руководство для врачей. МИА, 2015: 309-311.

6 S. Clark. Alphas1-casein, milk composition and coagulation properties of goat milk. Small Ruminant Research. 2000.

7 Aleme Asresie Bioactive Properties of Goat Milk: It’s Hypoallergenic, Nutritional and Therapeutic Significance: A Review. Global Journal of Animal Scientific Research, 2014, 2(4): 315-320.

8 Lara-Villoslada F, et al. Goat milk is less immunogenic than cow milk in a murine model of atopy. Journal of Pediatric Gastroenterology, 2004, 39: 354-60.

9 Pintado ME. Hydrolysis of ovine, caprine and bovine whey proteins by trypsin and pepsin. Bioprosess Engineering, 2000, 23: 275-82.

10 Prosser C. Digestion of milk proteins from cow or goat milk infant formula. Abstract of poster paper. Paediatric Society of New Zealand 56th annual meating. Quenstown 26-29 August 2003.

11 Кузьменко Н.Б. Роль β-казеина в питании детей первых лет жизни. Лечащий врач, 2016, 1: 16-19.

12 Скидан И.Н. Жировые глобулы как детерминанты пищевой и биологической ценности козьего молока. Вопросы питания, 2015, 84(2).

13 Kaminski S et al. J Appl Genet, 2007, 48(3): 189-198.

14 Truswell A et al. European J of Clinical Nutrition, 2005, 59: 623-631.

15 Hag M et al. European J of Nutrition, 2014, 53(4): 1039-49.

Другие исследования по теме

Функциональные гастроинтестинальные расстройства у детей: возможна ли их коррекция при использовании детских молочных смесей?
Позитивное воздействие сочетания козьего молока с лютеином, макро- и микронутриентами на развитие мозга младенца
Смеси на основе козьего молока: возможно ли их использование в питании детей первых месяцев жизни
Наверх