Правильное питание малыша

врач-психиатр, психотерапевт

Прикорм и начало общего стола — первый «бунтарский» период, когда малыш может отказаться от еды, потому что ему скучно и неинтересно. Может, дать планшет? Влияют ли просмотр мультиков или игры за столом на правильное питание малыша и его пищевые привычки или нужно отказаться от развлечений, рассказывает специалист в области кризисной психотерапии и когнитивно-поведенческой терапии, врач-психиатр Диана Ришатовна Долгаршина.

— Правильному питанию малыша педиатры и диетологи уделяют большое внимание. Диана Ришатовна, что на эту тему можно сказать с точки зрения психологии?

— Ребенок — как чистый лист. Родители и значимые для него люди формируют его психику, привычки, в том числе пищевые. Работая со взрослыми и подростками с нарушениями пищевого поведения, я вижу, что почти у каждого имеются пищевые стереотипы, заложенные в детстве.

Наверное, у каждой матери хотя бы раз звучали такие фразы: «Для кого я все это готовлю», «Пока не съешь, из-за стола не встанешь», «Съешь суп, я обязательно дам тебе конфетку» или «Не плачь, я тебе сейчас приготовлю что-нибудь вкусненькое, и все пройдет». Все это ведет к формированию неправильных пищевых привычек, уводит фокус от самой еды.


— Полезны ли развлечения во время приема пищи ребенком?

— Проблемы с воспитанием под мультики, гаджеты стоят особняком. Мы живем в век технологий и никуда от них не можем деться. Действительно, так просто включить мультик: ребенок будет есть спокойно и даст поесть родителям. Но это чревато огромной проблемой в будущем, и на это стоит обратить внимание родителей.

Игры и мультики во время еды — «за» и «против»

«За» немного:

  • ребенку интересно, он увлечен;
  • если ребенку читают стишки, то польза в том, что взрослый полностью фиксирован на нем, он рядом в момент питания.

Вред мультиков во время прикорма / вред игр во время еды:

  • фокус — не на еде, а на том, что ребенок смотрит или во что он играет;
  • не формируется естественное чувство голода и насыщения;
  • не вырабатывается привычка есть то, что в тарелке, — мы просто закидываем еду в рот.

Кроме того, развлечения во время еды формируют обратную связь. В дальнейшем, когда человек будет смотреть телевизор, пролистывать ленту новостей, ему нужно будет что-то жевать, потому что привычка «когда я ем, я что-то смотрю» заложена еще в детстве. Это может приводить к различным проблемам, в том числе к патологическому набору веса.


— Как заинтересовать ребенка едой в первый прикорм, если он не хочет ничего, кроме грудного молока или молочной смеси?

— Это обычная проблема. Малыш до 4—6 месяцев, кроме грудного молока или смеси, ничего не ел, и тут ему начинают настойчиво предлагать новый продукт. Естественно, ему это может не понравиться.


Как приучить ребенка к еде

  • Выбирайте время бодрствования и хорошего настроения, ласково разговаривайте с малышом, улыбайтесь и предлагайте ему новые вкусы.
  • Если ребенок отказывается от прикорма, ему не нравится вкус еды, то не настаивайте, попробуйте другой продукт и в другое время.
  • Не старайтесь сразу давать сладкие фрукты и овощи (яблочко, морковку, тыкву): именно из-за этого впоследствии ребенок может стать малоежкой. Пробуйте нейтральные вкусы (брокколи, цветную капусту).
  • Вводите обеды, как и любые другие приемы пищи, по расписанию — чтобы для малыша еда не была неожиданностью и он знал, что после прогулки будет пюре, а потом смесь из бутылочки.

— Как стимулировать аппетит у ребенка-малоежки?

— Всегда хочется пойти по легкому пути: пустить в ход и угрозы, и поощрения. Так можно заставить малыша поесть, но на пользу ему это не пойдет. Не старайтесь его отвлечь: наоборот, нужно учить осознанному питанию, когда есть только ребенок и тарелка.

  • Если хочется поиграть, выбирайте игры «что на тарелке, откуда это взялось», то есть играйте о еде. Можно поиграть в «накорми маму»: поменяться тарелками либо разрешить накормить себя из своей тарелки.
  • Не нужно нервничать, если ребенок не доедает, и не нужно давать сладость как вкусное лекарство или вознаграждение.
  • Вовлекайте ребенка в процесс готовки, даже если он половину размазывает по столу, — зато ему интересно.
  • Вовлекайте ребенка в процесс покупки — пусть он в магазине сам возьмет в руки банку смеси или пакетик каши, принесет домой, разведет и начнет есть.
  • Делайте меню разнообразным, разрешите выбор.
  • Не шантажируйте едой: «Если ты не поешь, я мультики не включу» или «Никто с тобой не пойдет гулять». Еда — это всего лишь еда, которая необходима для последующей жизнедеятельности. Формируйте правильные пищевые привычки.

Как предотвратить переедание

— Почему некоторые дети переедают и как этого избежать?

— Причины могут быть разными: генетическая предрасположенность, эндокринные нарушения, психологические проблемы. Но все же каждая мама радуется, когда ее ребенок съедает не половину порции, а целую тарелку. И малыш это видит: «Мама счастлива, потому что я все съел, мама довольна и со мной играет». Другая причина — немного неверный выбор продуктов: с усилителями вкуса, заменителями сахара и солью.

Что делать? Начните с себя: ребенок смотрит, чем питаются его родители, и ест то же самое. Если мама с папой едят под телевизор, малыш делает то же. И это может привести к перееданию, потому что «пока я сижу за столом и смотрю мультики, можно есть сколько угодно» либо, наоборот, «пока я ем, могу смотреть любимые мультики сколько угодно».


— Как выработать здоровые пищевые привычки у ребенка начиная с раннего возраста?

— Для ребенка важны режим дня и режим питания, свое место за столом, свой детский стульчик, красивая отдельная посуда, салфетки, слюнявчики и другие вещи, которые ассоциировались бы с приемом пищи. Должна быть комфортная привычная обстановка — не нужно переставлять его кресло в разные места.

Минимизируйте перекусы — они должны быть в режиме. Например, на второй завтрак или полдник можно дать малышу сладковатый творожок с фруктами, а в остальное время их давать нельзя, для того чтобы съедалось все остальное. Старайтесь красиво сервировать еду, чтобы она выглядела на тарелке привлекательно. Малыша после года можно привлекать к сервировке или уборке со стола своей посуды.


Пищевые привычки закладываются родителями в самом начале употребления еды ребенком. Важно не упустить этот момент и своим примером показывать правильное поведение за столом. Соблазн использовать гаджеты и мультики во время еды велик, и малыш все съест, но это не пойдет ему на пользу. Вместо естественного чувства голода и насыщения появится просто ожидание следующей порции мультиков. Правильное питание малыша должно не только быть режимным и сбалансированным, но и воспитывать хорошие привычки.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения. Товар сертифицирован.

Читайте также

Наверх