Темпы роста немного замедляются по сравнению с предыдущими месяцами. Пропорциональность и равномерность роста и веса, динамику развития отдельных частей тела врач-педиатр оценивает индивидуально при осмотре крохи с помощью весов, сантиметровой ленты и специальных центильных таблиц развития в соответствии с полом и возрастом ребенка.
Физические показатели развития мальчиков:
- Увеличение массы тела — в среднем на 600 г.
- Увеличение роста — в среднем на 2—2,5 см.
Физические показатели развития девочек:
- Увеличение массы тела — примерно на 600 г.
- Увеличение роста — примерно на 2,3 см.
Навыки ребенка в 4 месяца:
- Держит голову в вертикальном положении, поворачивается на звук.
- Демонстрирует более разнообразные движения.
- Осваивает опору ладонями, некоторое время держится на вытянутых руках.
- Делает первые попытки научиться ползать, ползет, как гусеница.
- Активны движения рука — рот, рука — игрушка, ручки и ножки вверх.
- Переворачивается со спины на бок, иногда на живот и обратно, но необязательно.
- Учится использовать улыбку, гримасы, эмоции и долго гулит — «разговаривает».
- Дружелюбен ко всем близким людям. Может пронзительно крикнуть, издать приятный звук или улыбнуться, услышав свое имя.
Помимо оценки физического развития, важно следить за формированием двигательных навыков. В четыре месяца малыш активен и многое умеет. Но если он не в состоянии поднимать голову и смотреть по сторонам, случайно или преднамеренно не переворачивается, ему не нравится держать что-либо в руке или он проявляет скудный спектр эмоций, много плачет и не гулит — скажите об этом врачу-педиатру, это могут быть тревожные симптомы задержки развития.
Как развивать ребенка в 4 месяца
- Зрение — расширьте поле зрения, отдаляя и приближая предметы, чтобы малыш следил за ними и находил, разнообразьте цвета игрушек, потренируйтесь в гримасах (в этом возрасте дети уже любят повторять действия за взрослыми).
- Слух — используйте мобили и подвешенные игрушки с различным звучанием, резиновые пищалки и шумовые кубики, по которым нужно стучать и которые можно трясти. Подбирайте как можно больше вариантов по форме, звуку. Также можно включать приятную музыку: малыш будет к ней прислушиваться.
- Тактильные ощущения — желательно найти игрушки с разным захватом и для проявления различной степени кожной чувствительности (имеют значение размер, плотность, температура, шероховатость, ребристость, запах, устойчивость предмета на поверхности).
- Тонус мышц — приводите-отводите ручки и ножки к телу, в разные стороны, по кругу, мягко и без рывков потягивайте; хлопайте в ладоши, вместе двумя руками держите бутылочку для смеси, стучите палочкой в барабан, бейте в бубен.
- Психологический контакт — для сохранения привязанности, доверия, чувства безопасности у малыша поддерживайте приветливое общение и разговаривайте с ним лицом к лицу, смотрите в глаза; своевременно реагируйте на поведение ребенка и поощряйте поцелуем, объятиями и улыбкой его достижения.
Распространенные ошибки мам в этом возрасте:
- Гиперопека. Реагирование на каждый звук, издаваемый ребенком, предугадывание желаний и потребностей не позволяет ему проявить самостоятельность. Умения ребенка занижаются, он растет бездеятельным, зависимым от действий и решений взрослых, у него поздно формируются двигательные навыки и навыки самообслуживания.
- Безразличие к интересам, ограничение контактов с матерью. Ребенка надолго оставляют одного в кроватке, отказываются держать на руках и вместе с ним проводить время, потому что у взрослых есть другие дела или они не хотят приучать малыша к рукам. Грудное вскармливание не практикуется либо кормление грудью идет строго по часам, а не по требованию.
- Отрицание необходимости развития с пеленок. Кроха лишен речевых, двигательных, осязательных инструментов развития, поскольку родители считают, что для них еще не время. В таком случае будет упущен период развития первых навыков речи, подготовки к ползанию и ходьбе, социальной коммуникации.
- Заниматься всем подряд. Игрушки, массажи не по возрасту, буквы и цифры чуть ли не с рождения — неутомимые родители излишне нагружают ребенка интеллектуальными и физическими занятиями, перевозбуждая его нервную систему и снижая адаптационные возможности организма. На этом возрастном этапе достаточно коротких игр, простого общения, ежедневных прогулок.
Четыре месяца — самый ранний срок, когда к грудному молоку и детской смеси может быть добавлен прикорм, но оптимальный возраст начала прикорма — с пяти месяцев, в период с 17-й по 26-ю неделю.
Запрещенные для 4-месячного ребенка продукты:
- Взрослая пища, не предназначенная для питания детей первого года жизни.
- Продукты негомогенной консистенции.
- Продукты с ароматизаторами, консервантами, специями, солью, сахаром.
- Любое цельное животное молоко, фруктовые/овощные напитки.
- Продукты, вводимые по календарю прикорма не ранее 6—8 месяцев, — каши с глютеном, мясные и рыбные пюре, кисломолочный прикорм.
- Просроченные продукты питания с истекающим сроком хранения/годности.
* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.