— Маргарита Павловна, давайте начнем разговор с небольшого экскурса. Расскажите, пожалуйста, простыми словами, что такое нервная система.
— Нервная система состоит из двух отделов — центрального и периферического, которые действуют как одно целое.
Центральная нервная система (спинной и головной мозг), сокращенно ЦНС | Периферическая нервная система (нервные волокна), сокращенно ПНС |
ЦНС руководит работой всего организма. Головной мозг — высокоорганизованная система, которая безостановочно получает, обрабатывает и передает информацию от организма, рецепторов и окружающей среды. Благодаря ему мы совершаем движения, у нас есть память, эмоции. Спинной мозг — проводник команд от головного мозга к ПНС. Здесь также замыкаются дуги многих рефлексов и автоматизмов, которые проявляются и совершаются неосознанно. |
ПНС — своеобразная сложная система проводов, окутывающих все внутренние структуры и составляющих большую нейронную сеть. Благодаря нервным волокнам головной и спинной мозг получают импульсы и передают их к органам. Сложная организация нервных волокон позволяет нам двигаться, получать новые навыки, смеяться, разговаривать, выполнять другие действия и реагировать различными способами. |
— Нервная система закладывается и формируется внутриутробно или после рождения ее развитие продолжается?
— Нервная система формируется и созревает поэтапно начиная с первых недель беременности. За девять месяцев беременности в организме ребенка формируется и созревает сложная высокоорганизованная система, состоящая из миллиона нервных клеток.
Приблизительно в конце первой недели после зачатия появляются первые нейроны, которые в будущем будут контролировать весь организм. Центральная и периферическая части нервной системы начинаются с формирования нервной трубки: на ее головном конце образуются пузырьки, из которых сформируется головной мозг, а в районе ее изгиба разовьется спинной мозг.
На втором месяце беременности в периферической нервной системе появляются самые крупные нервы. В течение второго-третьего месяцев внутриутробного развития происходит активный рост головного мозга, между клетками мозга образуются связи, благодаря которым ребенок будет получать новые навыки и знания. Происходит миелинизация — процесс «защитной изоляции» нервных волокон, вследствие чего импульс по ним идет очень быстро. Полушария головного мозга до середины второго триместра беременности гладкие, в дальнейшем на них появятся первые борозды и извилины.
Нужно помнить, что развитие нервной системы четко согласуется с генетической программой и продолжается после рождения. Кора больших полушарий мозга непрерывно увеличивает свои нейронные связи, и они идут через спинной мозг по всему организму. Развитие нервной системы у каждого малыша происходит индивидуально, но подчиняясь определенным законам.
— Как идет развитие нервной системы после родов?
— На протяжении первых лет жизни, особенно в первый год, ребенок делает огромный скачок в своем развитии. Угасают все рефлексы периода новорожденности, которые были нужны для того, чтобы пройти через родовые пути мамы и начать питаться после рождения. Младенец постепенно преодолевает силу тяжести и вертикализуется, учится слушать, говорить, познавать окружающий мир. И всем этим изменениям соответствует поэтапное созревание определенных областей головного мозга.
— Как особенности нервной системы связаны с генетическими механизмами и развитием головного мозга ребенка до года? Как развивается зрение у новорожденных?
— Генетическая программа может реализоваться по-разному, и это зависит от окружения. Головной мозг состоит из воды и сухого вещества, в котором 60 % жиров. Соответственно для формирования нормальной нервной системы малышу необходима дотация жиров как во время беременности, так и после рождения в период активного роста.
Важно и то, что жиры входят в состав клеточных мембран, коры головного мозга и сетчатки глаз. Органы зрения активно формируются в течение первых двух лет, кора головного мозга активно созревает в первые три года жизни, и поэтому в грудном и раннем возрасте ребенок постоянно должен получать в достаточном количестве и адекватном составе необходимые «полезные» жиры.
— Из чего состоят жиры?
— Главными составляющими жиров являются жирные кислоты. Жирные кислоты — это молекулы из атомов углерода, которые соединены в цепочки.
Типы жирных кислот
В зависимости от количества атомов углерода в каждой цепочке:
- Короткоцепочечные.
- Среднецепочечные.
- Длинноцепочечные.
В зависимости от количества связей углерода:
- Насыщенные, если связь между атомами углерода простая (одинарная).
- Ненасыщенные, если связь между атомами сложная (двойная).
Ненасыщенные жирные кислоты также различают по количеству двойных связей углерода:
- Мононенасыщенные, которые содержат максимум одну двойную связь.
- Полиненасыщенные, которые содержат минимум две сложные связи.
Именно ненасыщенные жирные кислоты входят в состав всех клеточных мембран. Они необходимы для роста и развития клеток. При этом синтез некоторых жирных кислот идет в организме, но часть необходимых жирных кислот можно получить только извне — как правило, это Омега-3 и Омега-6 полиненасыщенные жирные кислоты, которые обязательно должны попадать в детский организм.
Для детей особенно полезны производные полиненасыщенных жирных кислот. Наиболее важные из них докозагексаеновая кислота (DHA, Омега-3) — производная α-линоленовой кислоты, и арахидоновая кислота (ARA, Омега-6) — производная линолевой кислоты.
— В чем функция полиненасыщенных жирных кислот, ПНЖК?
— Они регулируют обмен липидов, в том числе на генетическом уровне, участвуют в процессах гомеостаза, регулируют иммунитет, а также, что очень важно, реализуют развитие головного мозга и зрительного анализатора.
Дефицит ПНЖК ярче всего сказывается на малыше в ранние периоды развития. Если он не будет их получать, то генетическая программа не сможет реализоваться, организм не построит высокоорганизованную нервную систему, будут снижены функциональность органа зрения, когнитивные возможности.
— Омега-3 и Омега-6, без сомнения, на слуху у большинства родителей. Но как их получает ребенок первого года жизни?
— При внутриутробном развитии плод получает все нутриенты из материнского организма. Проведенные исследования доказали, что дефицит докозагексаеновой и арахидоновой жирных кислот у плода в дальнейшем приводит к дефициту когнитивного развития. Поэтому во время беременности маме очень важно потреблять Омега-3 и Омега-6, включив их в свой рацион.
Источники ПНЖК для детей с рождения — грудное молоко и заменители грудного молока, в состав которых входят эти питательные элементы. Однако актуально говорить и про добавление в смеси DHA и ARA — производных Омега-3 и Омега-6 соответственно.
— Этому есть научное обоснование?
— Если в смеси окажутся предшественники жирных кислот и не будет их производных, то ребенок не сможет целиком восполнить потребность в этих нутриентах. Особенность детского организма такова, что на первом году жизни очень мало ферментов, которые бы синтезировали полиненасыщенные жирные кислоты. При этом больше выражен дефицит синтеза докозагексаеновой кислоты из семейства Омега-3.
Исследовательские данные говорят, что у детей, получающих грудное молоко либо детскую смесь с DHA и ARA, лучше когнитивное развитие и острота зрения в сравнении с теми детьми, которые не получают такое питание. Поэтому очень важно наличие этих жирных кислот в детском рационе, особенно в рационе недоношенных детей — они рождаются раньше срока и недополучают питательные элементы еще внутриутробно.
— Еще один ключевой питательный элемент в развитии зрения у младенца до года — лютеин. Почему врачи так много говорят о лютеине в смеси?
— Лютеин входит в состав сетчатки глаза и доказанно помогает развитию зрения новорожденных и младенцев.
Что делает лютеин для глаз
- Защищает орган зрения, «фильтруя» УФ-лучи.
- Улучшает остроту зрения, в том числе в ночное время.
- Входит в состав стенок сосудов, укрепляя их.
Лютеин был выделен из грудного молока, то есть он априори нужен ребенку. К тому же это вещество относится к классу каротиноидов, которые не вырабатываются организмом, — поэтому их можно получить только с пищей. Во время беременности это питание матери, после рождения на грудном вскармливании — также адекватное питание кормящей матери, на искусственном вскармливании — детская смесь с лютеином.
— Дети могут получать животные и/или растительные жиры. Какой жир лучше усваивается?
— Молочный жир грудного молока представлен жировыми глобулами — липидным компонентом, который очень хорошо усваивается организмом малыша. Детские смеси могут включать либо молочный и растительный жиры, либо только растительный жир.
К сожалению, в коровьем молоке жировые глобулы очень крупные и часто склеиваются, поэтому из коровьих смесей молочный жир обычно полностью удаляется. В козьих смесях молочный жир напоминает тот, который присутствует в женском молоке. Вот почему в смесях для новорожденных на козьем молоке некоторые производители сохраняют нативный (природный) молочный жир — он служит источником легко перевариваемых и усвояемых небольших жировых глобул, что предпочтительнее в возрасте до года. Впрочем, польза детских смесей на козьем молоке многогранна.
В детских смесях MAMAKO® Premium нет пальмового масла. Это смеси с цельным козьим молоком, которое является ценным источником натурального молочного жира. Из него дети получают хорошо и быстро усвояемые жирные кислоты, аналогичные содержащимся в грудном молоке. К ним в организм поступает IQ-комплекс с лютеином и полиненасыщенными жирными кислотами DHA и ARA, а также железо, витамин D и другие минералы и витамины.
МАМАКО® 1 Premium с 2'–FL олигосахаридами грудного молока — важный шаг в эволюции детского питания.
Читайте также
— Маргарита Павловна, почему еще важно обращать внимание на жировой компонент в составе детских смесей?
— В молочном жире жирные кислоты находятся в той форме, в которой их легче усвоить ребенку. Из некоторых растительных жиров сложнее получить необходимые элементы. Разберем это на примере пальмитиновой жирной кислоты, которая составляет до 60 % от всех жирных кислот в грудном молоке и положительно влияет на развитие нервной системы у новорожденных и грудничков.
Пальмитиновая кислота в молочном жире грудного молока находится в одной структурной позиции (ее легче усвоить), а пальмитиновая кислота в пальмовом масле — уже в другой позиции, которая приводит к снижению всасывания самой жирной кислоты и некоторых минералов, в том числе кальция.
Именно это послужило причиной отказа от пальмового масла некоторых производителей адаптированных смесей. Но убрав пальмовое масло, насыщенное пальмитиновой кислотой, его нужно было чем-то заменить. Альтернативным источником стал именно молочный жир, в котором пальмитиновая кислота функционирует в той же позиции, что и в грудном молоке. Ребенку не нужно тратить силы, энергию на то, чтобы ее усвоить.
Рекомендация: желательно выбирать смеси для новорожденных без пальмового масла, но с молочным жиром. Ценный жировой компонент глобул молочного жира доступен для усвоения и актуален для нормального развития ребенка. Жиры на первом году жизни покрывают от 40 до 60 % потребностей в энергии, а если ребенок недополучает энергию, он хуже растет и развивается.
— Как понять, что в питании есть молочный жир?
— Наличие цельного молока в смесях — это доказательство присутствия молочного жира. Когда в составе смеси используется только обезжиренное молоко, это говорит о том, что в ней молочного жира нет. При покупке детского питания родителям следует обратить внимание на таблицу пищевой ценности на этикетке.
Мы должны полностью изучать то, что даем детям. Компонентами детских смесей интересуются не только мамы и папы, но и все педиатры, то есть в первую очередь те, кто назначает адаптированные смеси в зависимости от потребностей ребенка. Конечно, желательно, чтобы в смеси были все необходимые для его развития вещества. И хотя ни одна из них не может заменить грудное молоко, по крайней мере, к нему можно приблизиться, отдав предпочтение современным продуктам. Они адаптированы по жирам, белкам, углеводам и биологически активным веществам, чтобы дети могли развиваться и расти в соответствии с возрастом.
* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения. Товар сертифицирован.