Малыш учится есть самостоятельно и принимает пищу вместе с родителями, выражает свои пожелания и нежелания словами, эмоциями. Может вылезти из манежа, кроватки. Не только бумага, но стены, пол, мебель могут стать любимыми детскими «досками» для рисования мелками.
Физическое развитие мальчиков:
- Масса тела — прибавка около 200 г.
- Рост — прибавка около 1,2 см.
Физическое развитие девочек:
- Масса тела — прибавка около 200 г.
- Рост — прибавка около 1,2 см.
От рождения до года малыш проходит самый активный период в своем развитии. Как мальчики, так и девочки обычно утраивают свой вес при рождении, но к году визуально выглядят более худыми. Возможны различия в количестве зубов, освоении двигательных навыков. Уверенные в себе и очень активные дети твердо стоят на ногах и шагают в одиночку уже к десяти месяцам. Но некоторые их сверстники, вполне здоровые и заинтересованные в ходьбе, пока могут стоять только с опорой, осторожничают и не спешат делать первые шаги.
Не переживайте, развитие нормальной ходьбы может продлиться до 15—18 месяцев. Ведь и говорить все начинают в разное время.
Речевые навыки ребенка в 12 месяцев:
- Легко выдает до десяти простых слов из двух одинаковых слогов, «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «би-би», а также «звуков животных» — «ко-ко», «ав-ав» и других.
- Учится сочетать слова и жесты и выражать свои мысли короткими фразами — «дай» (сжимает и разжимает кулачок), «нет» (мотает головой), «на» (протягивает ручку).
- Понимает больше слов-действий, названий предметов.
- Различает интонацию близких людей, пытается ее имитировать и подражать речи.
Психомоторное развитие:
- Умело бегает на четвереньках, старается ходить в одиночку, держась за руки или предметы мебели.
- Быстро поднимается, если упадет.
- Сидит сам, может дотянуться до игрушки из положения сидя.
- Осваивает ступеньки, полагаясь на свои способности передвигаться приставным шагом и опираясь на перила или помощь родителей. Функции рук тоже улучшаются.
- Без труда приседает и встает из положения сидя, сначала на четвереньки, потом вертикально. Также не боится вскарабкаться на диван, кровать и сползти с них, опуская ножки поочередно или обе сразу.
- Может указывать на предметы пальцами, складывать блоки один на другой.
Умственное развитие малыша в 12 месяцев:
- Постепенно осознает, что все вещи не только имеют названия, но и выполняют свои функции. Связывает слова с действиями и предметами.
- Способен выполнить несложные требования: найти игрушку, принести книжку, достать кофту, дать яблоко.
- Понимает восклицание «ой-ой» и отрицание «нельзя»/«нет», может закатить истерику на отказ дать вкусненькое, запрет играть в луже, взять какую-либо вещь.
- Может показать знак «спасибо», «воздушный поцелуй», «пока-пока», упасть в объятия, поиграть в «ладушки-ладушки».
- Постоянно исследует окружающий мир, экспериментирует, сосредоточен на изучении нового и получении опыта через тактильные ощущения, обоняние, визуальное восприятие. Малышу надо все попробовать, потрогать, открыть-закрыть, оценить ситуацию за окном.
- Игры более осознанные, с элементами подражания поведению взрослых. Например, ребенок уже не просто берет в руку игрушечный телефон и стучит им, а «звонит»: пальчиками нажимает на кнопки, подносит трубку к уху, начинает лепетать. Может подражать поведению животных, произносить издаваемые ими звуки.
- Проявляет интерес к другим детям, совместным играм, общению.
Навыки в быту:
- За короткий промежуток времени может перейти от поильника к чашке, без промахов подносит ложку ко рту.
- Помогает себе одеться/раздеться, иногда может настаивать на том, чтобы самостоятельно просунуть ножку в штанину, стянуть шапку, носки, скинуть обувь.
- Формирует привычку по уходу за собой, которая со временем перерастет в самостоятельные навыки гигиены: тянет грязные ручки, чтобы помыть, стягивает мокрые штанишки, после умывания подставляет лицо для вытирания, некоторые не против высаживания на горшок.
Помните, что рост и развитие большинства малышей идет в пределах нормы, и только небольшая часть детей проявляет отставание в развитии от своих сверстников. Это может быть индивидуальный ритм в развитии либо результат болезни (следует вовремя обратиться за медицинской помощью).
При этом существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие ребенка. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.
Например, если ребенок…
- Открывает дверцу шкафа — проконтролировать, чтобы он не придавил пальчики.
- Залезает на диван — подстраховать со спинки рукой.
- Отказывается пить из кружки — поставить на выбор разные кружки или чашку, как у взрослых.
Малыши любят проявлять самостоятельность, так дайте им такую возможность — выбрать игрушку на прогулку, играть с мячом или качаться на качелях, съесть яблочное или грушевое пюре с творожком. Когда ребенок довольный и радостный, он лучше воспринимает происходящее, с аппетитом ест и с интересом играет. Вам останется только наблюдать и помогать, если что-то не получается, и, конечно же, проговаривать все действия, тем самым обогащая детскую речь и делая мир ребенка более ярким и безопасным.
Как развивать ребенка в 12 месяцев:
- Прятки.
- Догоняшки.
- Игры с мячом.
- Гимнастика под музыку в игровой форме.
- Мозаика, бруски разной формы, пирамидки, сортировщики.
- Матрешки/неваляшки.
- Краски для пальчикового рисования.
- Игрушки из разных материалов, разных цветов, размеров, форм.
- Развивающие книжки.
- Домики с замочками, застежками, гремящими элементами.
- Занятия с картинками.
- Вместе читать, петь, танцевать, слушать звуки природы, птиц, зверей.
Ежедневный прием пищи, физкультура, массаж, игра, купание, сон примерно в одно и то же время дают ребенку представление о режиме дня и понимание, чего и когда ждать. Это благотворно сказывается на его физическом и психологическом состоянии.
Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Настаивать на занятиях нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.
Основные физические упражнения для детей в возрасте 12 месяцев:
- Ходить по тропинке/узкому тротуару, наклонной плоскости.
- Ходить приставным шагом с использованием мебели, ступенек.
- Прыгать на двух ногах, приседать.
- Играть с мячом, каталками, воздушным шариком.
- Ползать, лазать, преодолевать препятствия.
- Развивать верхний плечевой пояс.
До года малыш знакомится со всеми основными продуктами прикорма. К году с развитием двигательной и умственной активности энергетические затраты значительно возрастают. И чтобы покрыть потребности организма, а также избежать дефицита нутриентов, детский рацион должен быть разнообразным и сбалансированным.
В один год и после ребенок должен получать:
- Материнское молоко (если ГВ сохранено), детское молочко (это смесь 3 формулы).
- Блюда из творога + фруктовые творожки, кисломолочный напиток (кефир, йогурт).
- Мясные блюда из диетического и нежирного мяса (кролик, индейка, цыпленок, говядина).
- Рыбные блюда из нежирных сортов белой рыбы (хек, минтай, пикша, треска).
- Желток вареного куриного яйца.
- Молочную кашу или безмолочную кашу (можно разводить ее грудным молоком или детской смесью, которую получает ребенок).
- Овощи и фрукты в виде пюре.
- Сливочное/растительное масло.
- Хлеб/сухарик, детское печенье.
* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.