О развитии нервной системы с рождения и до года, о закрытии малого и большого родничков и о том, как проверить уровень когнитивного развития ребенка, расскажет врач-невролог, к. м. н. Маргарита Павловна Яковенко.
Как меняется голова ребенка в первый год жизни
— Сколько у малыша родничков? И как быстро они закрываются?
— Роднички — это неокостеневшие участки между костями черепа. У младенца два родничка. Большой имеет ромбовидную форму и размер от 0,6 до 3,6 см (в среднем 2,1), малый — размер около 0,5 см.
Малый родничок закрывается до полугода. Большой родничок — с 6 до 48 месяцев, и в случае более раннего его закрытия (с 3 месяцев) необходимо наблюдение невролога.
— Какая длительность пульсации родничка считается нормальной?
— Все индивидуально. Может быть так, что родничок не пульсировал, потом начал пульсировать, и ребенок отказался от питания, стал вялым. То есть появились признаки инфекционного поражения нервной системы, и она в этот момент как бы дала вторичный ответ. Но если это абсолютно здоровый малыш, который во время пульсации родничка спокоен, то все развивается нормально.
— Каким должен быть размер головы у ребенка в год?
— Это зависит от окружности головы ребенка при рождении. Главное — соотношение параметров, а не размер как таковой. На что мы должны ориентироваться при замерах новорожденного и годовалого ребенка? Это окружность головы и окружность грудной клетки. Например: ребенок может родиться с окружностью головы 33 сантиметра, а может — с 38, соответственно, у этих детей будут разные показатели к году. Мы смотрим за тем, как прирастает окружность головы и как увеличивается окружность грудной клетки. В норме, когда ребенок родился, окружность головы больше окружности грудной клетки в среднем на 1,5 см. К одному году окружность грудной клетки на 1-2 см больше окружности головы. Маме стоит обращать внимание на эти параметры и советоваться с неврологом во время планового визита.
— Окружность головы и грудной клетки прирастают равномерно на протяжении года или есть скачок?
— В первые 3—5 месяцев ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц. К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см.
Как понять, что нервная система ребенка в год развивается правильно
— Мы всегда смотрим на прогресс, на появление определенных навыков.
Таблица. Навыки ребенка от 0 до 12 месяцев
Речевое развитие | Умение | Понимание | |
1 месяц | Появление отдельных звуков, например, «г», «к» | Кратковременно следит за игрушкой. Лежа на животе, поднимает голову и пытается ее удержать |
Проявляет ротовое внимание (мама говорит, ребенок открывает рот и прислушивается к звукам) |
2 месяца | Начальное гуление | Длительно следит за предметом. Лежа на животе, длительно удерживает голову |
Улыбается в ответ на речь. Ищет маму по голосу |
3 месяца | Певучее гуление | Лежа на спине, тянет обе ручки в рот. Рассматривает и ощупывает свои ручки. Лежа на животе, опирается на предплечья (поза Сфинкса) |
Улыбается и оживляется при общении со взрослыми |
4 месяца | Певучее гуление, смех | Тянется к игрушке, захватывает игрушку. Поворачивается на бочок | Начинает дифференцировать людей: «свой — чужой» |
5 месяцев | Певучее гуление со множеством звуков, смехом или хныканьем | Тянется к игрушке. Перекладывает ее из руки в руку, а также тянет ее в рот. Двумя руками держит бутылочку. Лежа на спине, при подтягивании за ручки присаживается. Поворачивается со спины на живот |
Четко дифференцирует «свой — чужой». Чувствует интонацию мамы |
6 месяцев | Малыш подолгу может общаться сам с собой. Постепенно начинают появляться отдельные слоги (начало лепета) | Свободно захватывает любую игрушку, затем перекладывает ее из руки в руку. Лежа на спине, при тракции (подтягивании) за руки садится. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки. Поворачивается со спины на живот и обратно |
При виде мамы беспокоится или оживляется. Начинает реагировать на свое имя |
7 месяцев | Активный лепет | Ползает на животе по-пластунски. Становится на четвереньки. Перекладывает игрушку из руки в руку, хлопает рукой по игрушке. Пьет из чашки, которую держит взрослый |
Находит взглядом знакомый предмет по просьбе мамы. Внимательно рассматривает взрослых. Узнает голоса знакомых людей. Появляется познавательный процесс |
8 месяцев | Активный выразительный лепет | Играет с игрушками: отталкивает предмет, кидает его, стучит одной игрушкой по другой. Берет относительно мелкие предметы, может складывать их в более крупные предметы. Ползает на четвереньках. Самостоятельно сидит. Сам держит в руке кусочек хлеба, сухарик, яблоко |
Играет со взрослыми, понимает, кто свой, а кто чужой. Тянется на руки к родным. Понимает некоторые слова, такие как «дай», «на», «где?» |
9 месяцев | В лепете появляются разнообразные сочетания звуков. Возможно общение при помощи жестов. Появляются слогоподражательные слова | Берет мелкие предметы двумя пальцами. Пьет из чашки, придерживая ее руками. Ползает. Встает, ухватившись за опору | Ищет спрятанную игрушку. Эмоционально реагирует на общение с мамой. Начинает выполнять простые инструкции |
10 месяцев | Начинает выражать свои эмоции и потребности голосом. Появляются лепетные слова | Играет с игрушками по назначению (катает машинку, кидает мяч, ставит кубик на кубик). Стоит у опоры. Может ходить при поддержке за ручки | Совершает руками подражательные движения («ладушки», «до свидания»). Играет со взрослыми |
11 месяцев | Говорит лепетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя» и так далее | Появляются подражательные движения, такие как перелистывание страниц, запускание машинки. Начинает показывать части своего тела. Ходит, держась одной рукой | Выполняет по желанию некоторые просьбы. Останавливается при слове «нельзя» |
12 месяцев | Говорит около 5-6 лепетных слов. Интонацией выражает просьбы | Приседает и встает. Открывает и закрывает коробки или ящики. Пользуется ложкой и расческой по назначению | Любит слушать чтение книг, показывает в книжке пальчиком любимых героев и понравившиеся предметы |
Как вовремя заметить патологию нервной системы новорожденного
— С первых дней жизни важно наблюдать за частотой пробуждения и кормлений младенца. Ребенок должен просыпаться, когда мама прикладывает его к груди. В норме у малыша симметричный череп и лицо. Ручкам (и ножкам) положено быть одной длины, двигаться с одинаковой амплитудой. То есть не должно быть такого, что, например, одна ножка хорошо двигается, а вторая отстает. В основном, конечно, новорожденный очень много спит и мало бодрствует.
— О чем говорит асимметричная улыбка ребенка?
— Иногда бывает, что у ребенка улыбка немножко асимметричная: сейчас влево, а через две минуты — вправо. Если асимметрия проявляется то с одной стороны, то с другой, то можно не волноваться — это проявление живой мимики.
Если у малыша асимметричная улыбка постоянна, необходима консультация невролога. Есть вероятность, что могли пострадать веточки лицевого нерва.
— Как Вы считаете, есть ли связь между питанием ребенка и его дальнейшим когнитивным развитием?
За последние 30 лет было проведено множество исследований, которые говорят о том, что самое лучшее для развития малыша — его грудное вскармливание. Мы берем это за основу.
По данным ВОЗ, например, в 2023 году лишь 48 % женщин планеты могли кормить ребенка грудью до полугода. Между тем дети на грудном вскармливании, по данным электроэнцефалографии, имели более развитый мозг, лучше сформированные паттерны поведения по сравнению с детьми, которые находились на адаптированных смесях и смесях, не обогащенных полиненасыщенными жирными кислотами. То есть, конечно, смесь не может полноценно заменить грудное молоко, но если у мамы нет возможности кормить грудью, то важно выбирать максимально адаптированную смесь, в которой содержится достаточное количество арахидоновой и докозагексаеновой кислот.
При этом некоторые исследования доказывают, что если во время беременности к ребенку поступает недостаточное количество арахидоновой и докозагексаеновой кислот, то после рождения некоторые параметры его развития оказались снижены. То есть закладка нервной системы происходит уже в период внутриутробного развития, и правильные питательные вещества должны поступать детям как во время беременности, так и после родов. Особенно в первые несколько месяцев, и вот почему. Головной мозг ребенка к рождению имеет определенный вес — это 10 % от массы тела. В дальнейшем, в течение 3 первых лет, он значительно увеличивается в размерах, причем гораздо больше, чем за все последующие годы. Следовательно, максимально адаптированное питание ребенок должен получать именно в этом возрасте, до того, как ему исполнится 3.
Проводились большие исследования (они представлены в Кокрейновском обзоре), которые показали такой результат: если мы начинаем добавлять к питанию детей школьного возраста, имеющих когнитивные нарушения, полиненасыщенные жирные кислоты, это уже не приводит к улучшению школьных навыков. То есть это хорошо для организма, но на развитие не влияет никак. Поэтому особенно важно уделять внимание питанию в первые три года жизни — в период интенсивного роста и формирования нервной системы, когда окно возможностей для помощи еще открыто.
— Что такое когнитивное развитие?
Когнитивное развитие мы можем сравнить с умственным, интеллектуальным. Оно тесно связано с пониманием обращенной к ребенку речи. Например, когда мама говорит малышу одного года: «Пойдем есть», и в норме ребенок идет на кухню к своему столику, то это одноступенчатые команды.
К двум годам появляется ответ на двухступенчатые команды. Мама предлагает: «Отдай папе игрушку», и кроха отдает. В трехлетнем возрасте дети выполняют более сложные задания, например: «Иди в комнату, возьми мишку с кровати и принеси мне». При хорошем настроении ребенок справляется с подобными трехступенчатыми командами.
Эти успехи говорят нам о том, что в будущем малыш с легкостью освоит школьные навыки, а также о том, что у него формируется логическое и абстрактное мышление. Все это и входит в понятие когнитивного развития.