+7 499 258-40-45
с 10.00 до 18.00 (будни) Москва
Эта статья была полезной для вас?
поставьте лайк
Поделитесь в социальных сетях
Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Физическое развитие ребенка в три месяца — это еще более значительные прибавки роста и веса. А еще в этом возрасте малыш научится сообщать о своих желаниях, выражать эмоции с помощью улыбки или крика, активно реагировать на присутствие родителей. Обсуждаем трехмесячные показатели развития и несколько игр, которые полезны для формирования новых навыков, а также тактику родителей, если ребенок чего-то не умеет или делает что-то не так, как бы им хотелось, с врачом-педиатром Екатериной Борисовной Булавиной.


— Екатерина Борисовна, что умеет малыш в 3 месяца и есть ли особенности развития мальчиков и девочек в этом возрасте?

— В течение первого года жизни малыши стремительно меняются от месяца к месяцу. Но достоверные различия в развитии мальчиков и девочек в возрасте трех месяцев проследить достаточно сложно.

3 месяца: что должен уметь доношенный ребенок

Физическое развитие
  • Средние прибавки в весе —700—800 г, в росте — 3 см.
  • Мальчики: вес — 5,3—6,4 кг, рост — 58—61 см.
  • Девочки: вес — 5,2—5,9 кг, рост — 57,5—60,5 см.
  • Формируется подкожно-жировая клетчатка, тело округляется: появляются щечки, складочки на ручках, ножках.
  • Происходит активное развитие мышечной ткани.
  • Проходит физиологический гипертонус, движения становятся разнообразнее.
Двигательные навыки
  • Опираясь на предплечья, поднимает голову, хорошо держит ее в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивает на 180 градусов.
  • Поворачивается на бок, а некоторые дети — со спины на живот и обратно.
  • Учится управлять ручками. Хаотичные движения постепенно сменяются целенаправленными: малыш пытается дотянуться до игрушки, ударить по ней или ухватить, тянет руки в рот, сосет кулачки.
Психомоторное развитие
  • Проявляет интерес к окружающим предметам, следит за игрушками, поворачивает голову к источникам звука.
  • Учится понимать интонацию, подолгу гулит, издает разные звуки, к гласным добавляются согласные.
  • Громко плачет, если чем-то недоволен.
  • Изучает обстановку в комнате, любит путешествовать по дому на руках у родителей.
  • Оживленно реагирует на маму, когда она подходит, или на появление и голос близкого человека.
Формирование комплекса оживления, то есть внимательного и продолжительного взгляда на взрослого с улыбкой и усилением двигательной активности конечностями и головой, а также младенческими радостными возгласами, считается важным показателем здоровья и развития малыша.

— Если в три месяца не пропали безусловные рефлексы, означает ли это, что у малыша проблемы с центральной нервной системой?

— К третьему месяцу действительно должны угаснуть некоторые врожденные рефлексы. Врач обязательно обратит внимание на сохранность сосательного, поискового, хоботкового (губы малыша вытягиваются в трубочку при прикосновении) и ладонно-ротового рефлекса Бабкина (когда мама нажимает пальчиком в центр ладошки, малыш направляет к ней взгляд, поворачивает головку и открывает рот). Отсутствие тенденции к их угасанию в этом возрасте может сигнализировать о развитии неврологической патологии и требует консультации специалиста.

 

— Чем развитие недоношенного ребенка в три месяца отличается от развития обычного ребенка?

— Физическое и психомоторное развитие недоношенного ребенка в первую очередь зависит от степени недоношенности, с которой он родился, от веса при рождении и общего состояния. Незрелость нервной, дыхательной и пищеварительной систем не позволяет в первые месяцы набирать заветные граммы и сантиметры.

Физическое развитие недоношенного ребенка
  • Весовые прибавки за первый месяц — всего 180—300 г, за второй — 400—600 г, но к трем месяцам процессы стабилизируются и увеличение веса достигает уже 600—800 г.
  • В росте средние прибавки составляют 3—4 см за месяц.
  • К году или раньше малыш догоняет своих доношенных сверстников по физическим параметрам.
Психомоторное развитие недоношенного ребенка
  • Малыши, рожденные с весом до 1,5 кг, в три месяца только начинают фокусировать взгляд и реагировать на источник звука. Голову они научатся держать ближе к 5 месяцам.
  • Малыши с весом более 2 кг фокусируют взгляд раньше и учатся следить за предметом уже в 2-2,5 месяца, а голову держат в 4 месяца.
  • Малыши с легкой степенью недоношенности и весом при рождении более 2,5 кг способны фокусировать взгляд, следить за предметом и реагировать на звуки в месяц-полтора. В 3-3,5 месяца они учатся удерживать голову, а переворачиваться начнут в 4,5-5 месяцев.
Дети с легкой степенью недоношенности достаточно быстро догоняют своих сверстников, рожденных в срок. Глубоко недоношенные малыши вынуждены бороться за свою жизнь, и их отставание в развитии будет долгим.

— Правда ли, что в зависимости от того, какую потребность ребенок хочет удовлетворить, различают разные типы крика?

— Совершенно верно. Грудные дети с помощью крика или плача выражают негативные и позитивные эмоции или неприятные ощущения, причины которых могут быть самыми разными. Выделяют крик боли, удовольствия, гнева, голода. Здоровый, сытый, сухой и правильно одетый ребенок никогда не кричит долго.

  • В возрасте 10—12 недель появляется хныканье, которое является реакцией недовольства. Хныканье в отличие от крика прерывистое, меньше сопровождается двигательным возбуждением и менее интенсивно.
  • В возрасте 12—13 недель младенческий крик-плач трансформируется во вполне осознанную просьбу. По характеру крика мама может определить состояние своего малыша.

Примеры детского крика

Крик голодного ребенка
  • Громкий, настойчивый, может сопровождаться дрожанием нижней челюсти, поворотами головы, поисковыми движениями губ.
  • Ребенок успокаивается, как только его начинают кормить.
Крик от боли при кишечной колике
  • Периодический, приступообразный, усиливается после еды, чаще в вечернее время и при попытке надавить на живот.
  • Во время приступа ножки поджаты к животу, их выпрямление вызывает усиление плача.
  • Крик ослабевает, когда к животу прикладывают тепло, делают легкий массаж, и прекращается после отхождения газов или дефекации.
  • Между приступами ребенок чувствует себя хорошо.
Крик от общего дискомфорта
  • Монотонное нытье с тихим стоном, который могут вызвать слишком яркий свет или громкий общий звуковой фон, некомфортная температура воздуха.
Крик от усталости, желания спать
  • Длительный плач с беспокойством, мотанием головы из стороны в сторону, трением глаз.
Крик из-за плохого самочувствия
  • Тихий, слабый, тонкий, часто прерывистый плач наподобие стона — требует немедленного обращения к врачу.
  • Монотонный, прерываемый иногда отдельными криками плач — может говорить о неврологических нарушениях, связанных с повышением внутричерепного давления.
Младенческие крики настолько индивидуальны, что по их особенностям можно опознать ребенка так же безошибочно, как это делается по отпечаткам пальцев.

— Как родителям организовать режим сна и бодрствования, чтобы помочь малышу развиваться гармонично?

— К трехмесячному возрасту начинает формироваться определенный режим дня, когда кормление и сон происходят примерно в одно и то же время, увеличиваются периоды бодрствования.

Сон ребенка в три месяца

  • Общее количество — 16-17 часов в день.
  • Ночной сон — 9-10 часов.
  • Дневной сон — один-два полноценных сна по 1-2 часа.
  • Промежуточные сны — по 30-40 минут.

Однако стоит отметить, что этот режим непостоянен и будет меняться. Мама должна внимательно следить за состоянием малыша, его настроением. Своим поведением, жестами, плачем малыш подскажет, когда ему пора есть, а когда спать.

 

— Какие нутриенты необходимы малышу в этом возрасте?

— Основным питанием в три месяца будет грудное молоко или адаптированная молочная смесь. Для полноценного развития малыш должен получать достаточное количество белка как основного строительного элемента и такие важные микроэлементы, как кальций, железо, йод, магний, витамин D3, витамины группы B, жирорастворимые витамины A, E, K, незаменимые аминокислоты, лецитин, полиненасыщенные жирные кислоты в оптимальном соотношении.

Грудное молоко

Содержит необходимые нутриенты в достаточном количестве при условии, что мама полноценно и разнообразно питается, не сидит на диете.

Детская смесь

Номер, качественный и количественный состав формулы должны соответствовать возрасту и физиологическим потребностям ребенка:

  • здоровые дети получают обычную смесь на козьем молоке или коровьем молоке;
  • дети с проблемами со здоровьем находятся на лечебной смеси по назначению врача.

 

— Какие отклонения от нормального развития считаются допустимыми?

— Родителям всегда следует обращать внимание на общее состояние ребенка, его эмоциональный фон, качество сна и аппетит.

Поводом для обращения к врачу будут следующие причины:

  • низкие массо-ростовые прибавки;
  • вялость, излишняя сонливость;
  • отсутствие реакции на появление взрослых;
  • частые крики, чрезмерная возбудимость, плохой сон;
  • нарушения мышечного тонуса, его повышение или, наоборот, снижение, когда ребенок вялый, пластичный;
  • асимметричность тонуса: повышен в руках и понижен в ногах или повышен с одной стороны;
  • ребенок не обращает внимания на игрушки, не следит за ними, не делает попытки дотянуться до них;
  • малыш неуверенно держит голову;
  • отсутствуют попытки перевернуться на бок даже с помощью родителей, нет гуления, реакции на звуки и мамин голос.
Не стоит беспокоиться, если малыш умеет переворачиваться на бочок, но ленится завершить маневр и перевернуться на живот или не может подолгу опираться на предплечья. Регулярная гимнастика позволит освоить эти навыки.

Как развивать малыша в три месяца с помощью игр и упражнений

Развивающие игрушки
  • Погремушка должна быть удобной и легкой, чтобы малыш мог ее удержать. Хорошую погремушку можно подвешивать к кровати, надевать на ручку, ножку в виде браслета или носочка: малыш с радостью будет ими шевелить, чтобы услышать необычный звук.
  • Ребенок способен следить за движущимися предметами, поэтому проявляет интерес к музыкальным мобилям, неваляшкам, развивающим коврикам или дугам с подвешенными игрушками.
  • Ребенок с удовольствием рассматривает свое изображение в зеркале — он может играть таким изделием из пластика.
  • Крупные контрастные картинки показывают для стимуляции зрительного анализатора.
Разнообразие материалов
  • Полезны гремящие, пищащие, шуршащие, вибрирующие игрушки из различных безопасных материалов. Используют сочетание тканей: деревянных, пластмассовых, силиконовых.
  • Можно дать ребенку потрогать обивку дивана, шторы, махровые, вафельные полотенца, обои разной фактуры, окружающие предметы, проговаривая их названия.
Игрушки время от времени следует менять. Необязательно покупать много игрушек, их можно изготовить самостоятельно или использовать подручные предметы. Желательно проговаривать все свои действия с малышом. Голос мамы успокаивает и создает ощущение безопасности.
Речевые навыки
  • Разговаривайте как можно чаще и дольше во время игр, прогулки, гигиенических процедур, массажа, гимнастики.
  • Желательно, чтобы малыш видел лицо говорящего: так он учится сопоставлять интонацию и мимику.
  • Показывайте на улице предметы, людей, животных, описывая, что это и для чего, какие свойства имеет.
  • Выучите различные рифмованные потешки, считалки, прибаутки, песенки: чем чаще ребенок слышит речь, тем разнообразнее повторяемые им звуки.
Координация движений
  • Подвешивайте игрушки на разном уровне, чтобы малыш пытался дотянуться до них.
  • В положении малыша лежа на животе разложите игрушки вокруг него на разном расстоянии, чтобы, цепляя их ножкой или рукой, он слышал звуки и стремился повторить действие. Постепенно отдаляйте игрушки, чтобы малыш старался их достать.
  • Играйте в «возьми — отдай»: игрушку вкладывают в детскую руку, а затем забирают, сопровождая словами «возьми» и «отдай».
  • Полезны упражнения на изменение положения тела в пространстве, занятия на фитболе.
Психомоторное развитие
  • Важны постоянное активное участие малыша во всем происходящем, общение с родителями и остальными членами семьи, а не только роль пассивного зрителя.
  • Делают простой комплекс упражнений и легкий массаж.
  • Для развития и укрепления ножек полезно положить в кроватку или манеж небольшой мяч, шаровидную погремушку.
  • Чтобы стимулировать опору на предплечья из положения лежа, необходимо как можно чаще выкладывать малыша на живот среди ярких игрушек. Ему захочется их рассмотреть, и он попытается приподняться на предплечьях или дотянуться до интересных предметов.
Чем занять грудничка во время бодрствования
  • В комнате, где собралась семья или мама занята домашними делами, можно положить ребенка в специальное кресло или качели в положении полулежа, чтобы он наблюдал за происходящим и общался, или просто расстелить теплое мягкое одеяло и разложить на нем игрушки.
  • Для более тесного контакта с матерью во время домашних дел пригодится слинг.
  • Занимайтесь массажем, гимнастикой, пойте песни, разговаривайте, гуляйте с малышом по квартире.
  • Проводите на улице не менее двух часов в теплую погоду и 40—60 минут зимой. При температуре воздуха ниже -10 градусов с трехмесячным малышом гулять дольше 30 минут не рекомендуется.
Трехмесячный ребенок еще не может долго бодрствовать и большую часть суток проводит во сне. Слишком активные занятия могут спровоцировать перевозбуждение. Если кроха необычно долго бодрствует и ему давно пора спать, то нужно мягко, но настойчиво попытаться успокоить его и уложить.

— Можно ли отдавать трехмесячного ребенка в специальные группы обучения иностранному языку, рисованию, танцам? Такие занятия принесут больше пользы или вреда?

— Три месяца — это слишком ранний возраст для подобных занятий. Малыш в силу своих физиологических особенностей просто не способен усвоить такую информацию. Для полноценного развития ребенка достаточно как можно чаще с ним общаться, напевать, читать детские стихи, показывать яркие картинки, гулять, заниматься физическими упражнениями в домашних условиях. Группы раннего развития не нужны.

 

— Какие советы и рекомендации дает ВОЗ по воспитанию и развитию детей в трехмесячном возрасте?

— Различий между рекомендациями ВОЗ и отечественной школы педиатрии нет. Тезисно можно сформулировать их следующим образом:

  1. Ребенку от 0 до 3 месяцев необходимо не менее 30 минут физической активности ежедневно, например, по десять минут утром, днем и вечером.
  2. Ребенок может находиться в автомобильном кресле, люльке, манеже, коляске, детском стульчике или в другом удерживающем устройстве не дольше 1 часа. В часы бодрствования положение тела нужно сменить, перейти к другому виду деятельности.
  3. Ребенок нуждается в полноценном отдыхе: нормы сна для него составляют от 14 до 17 часов в сутки, поэтому родители должны придерживаться режима и следить, чтобы ребенок спал положенное время.
  4. До года не рекомендуется знакомить ребенка с гаджетами, телевизорами, планшетами, телефонами.
  5. По-прежнему полезны массаж, солнечные и воздушные ванны, купания.
  6. Поощряются тесный контакт матери и ребенка, грудное вскармливание до двух-трех лет, использование слинга, совместный ночной сон.

Трехмесячный малыш продолжает активно расти и меняться. Для разностороннего развития ему необходимо постоянное общение со взрослыми, прогулки на свежем воздухе, двигательная активность и полноценный сон. Не забывайте, что все дети развиваются по-своему, поэтому не стоит мучить себя домыслами, если ребенок что-то не умеет в возрасте 3 месяцев. Для собственного спокойствия о здоровье ребенка всегда лучше побеседовать с врачом.
Врач-педиатр
Екатерина Борисовна Булавина


*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Что должен уметь малыш в 1 год

Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.

Как выбрать соску для ребенка

Соска-пустышка для большинства молодых родителей — один из предметов первой необходимости, приобретаемых к рождению малыша. Но глядя на многообразие моделей, форм, материалов, легко растеряться. В статье мы разберемся, как выбрать соску для ребенка, b на что следует обратить внимание/

Почему у новорожденного болит живот?

Колики — естественное состояние у детей до года. Вздутия и болей нельзя избежать, но при правильной профилактике приступы проходят значительно легче. Что делать, чтобы облегчить состояние малыша? Лечить колики несложно, однако многие родители допускают ошибки.

Все статьи