Развитие ребенка в 6 месяцев: что должен уметь малыш

Развитие ребенка в 6 месяцев: что должен уметь малыш

15 минут
30893

врач-педиатр, перинатальный психолог

Телосложение ребенка продолжает меняться, но набор веса происходит еще медленнее, чем месяцем раньше. У некоторых младенцев начинают прорезываться первые молочные зубы.

Исключительно грудное, смешанное или искусственное вскармливание завершается, 6 месяцев для большинства малышей — оптимальное время для начала знакомства с твердой пищей.


Физическое развитие:

  • Масса тела — прибавка около 400 г.
  • Рост — прибавка около 1,7 см.

Если рост и вес грудничка отстают от среднестатистического на два и более коридора по центильной таблице — это повод разобраться в причинах вместе со специалистом. Так, девочка в полгода должна быть выше 61 см и иметь вес не менее 6,3 кг, а мальчик — выше 63 см и весить не менее 6,6 кг.

Что умеет ребенок в полгода

Сидеть:

  • Окрепшие мышцы позволяют выпрямить грудь и попрактиковаться в держании спинки прямо.
  • Пока не садится сам и сидит недолго: поддерживает себя, упираясь руками в пол.
  • Делает первые попытки встать на ноги у опоры, когда наклоняется вперед и выставляет ручки, чтобы удержать равновесие и не упасть.

Брать и вертеть игрушки:

  • Действует руками более решительно и целенаправленно.
  • Обеими руками удерживает предметы разной формы, объема, высоты, фактуры.
  • Манипулирует игрушкой, перекладывает ее из одной руки в другую.
  • Заостряет внимание на нескольких игрушках одновременно.

Показывать эмоции:

  • Эмоции разнообразны: смех, удивление, злость, испуг.
  • Разделяет людей на «своих» и «чужих», при появлении незнакомых может забеспокоиться, удариться в слезы.

Лепетать:

  • Лепет вытесняет гуление.
  • Учится воспроизводить звуки, которые слышит..
  • Говорите короткими предложениями, повторяйте небольшие детские стишки, куплеты, продолжайте показывать и называть различные предметы, проговаривать свои действия. Повторение помогает учиться, но, сделав одно действие, дайте малышу время, чтобы среагировать.

Психомоторное развитие ребенка оценивается по умению свободно переворачиваться со спины на живот и наоборот, по способности физически контролировать свое тело на вытянутых руках. За первые полгода ребенок должен научиться брать, зажимать, удерживать предметы обеими руками, детально изучать их пальчиками.

Так называемый ладонный захват — очень сложное движение с координацией «глаз — рука» — отражает способности выполнять определенные действия. Если такой согласованности движений нет, для эффективного развития навыка потребуется помощь врача.


Как режутся зубы:

  • Шесть месяцев — средний возраст для появления первых зубов.
  • У кого-то прорезывание начинается раньше: иногда в первые месяцы, а порой только ближе к году. Все это норма.
  • Для проверки здоровья ротовой полости в полгода уже можно посетить детского стоматолога.

Как развивать ребенка в 6 месяцев:

  • Для развития координационных способностей учите малыша брать предмет обеими руками. Поднимайте игрушку после того, как малыш ее уронит, и показывайте, как правильно ее держать. Пригодятся сортеры, пирамидки, башенки, блоки разных размеров и форм, чтобы их можно было сложить и потом сбить.
  • Тренировка для ползания: держитесь на определенном расстоянии от ребенка с игрушкой в руках, подразните его немного, чтобы он захотел подползти и схватить предмет. Также разные по размеру и ярким цветам предметы можно поставить на пол/коврик вокруг ребенка. Но они должны находиться не слишком близко и не слишком далеко.
  • Для развития мелкой моторики вместе поиграйте незаточенными карандашами, мягкими лентами, в пальчиковые игры с загибанием пальцев под стишок «Сорока-ворона кашу варила…», с тряпичными куклами. Силу мышц и гибкость рук можно также тренировать, разрывая бумагу.
  • Важно побудить ребенка совершить простое действие — постучать, сжать, переложить, повертеть, бросить, поднять, толкнуть, подтянуться, вытянуть руки вперед и так далее. Хорошо, если в ответ на действие малыш услышит интересный звук (знакомый/новый, птиц/животных, дудочки, камешков, машины), и вы скажете, что это за звук.
  • В ванной можно играть с резиновыми тактильными утятами, слониками, рыбками, куклами, машинками и самолетами.
  • Развивайте бережное отношение и любовь своего ребенка к людям с помощью игрушек. Плюшевых медведей и зайцев можно укладывать спать, кормить, гладить.
  • Хорошая привычка перед сном — читать книжку с большими и яркими иллюстрациями или книжки-панорамки с объемными картинками.

Какие физические упражнения делать:

  • Занимаясь легкими упражнениями, малыш покажет свои силы и готовность поползти и самостоятельно сесть.
  • Гимнастика для конечностей: осторожно на ровной и твердой поверхности сгибайте и разгибайте ручки и ножки, делайте круговые движения, топайте, хлопайте, крутите «велосипед» и «мельницу».
  • Можно положить игрушку на ту сторону тела ребенка, куда ему нужно подтянуться, наклониться, перевернуться.
  • Немного приподняв малыша от пола в горизонтальном положении, позволяйте ему двигаться, переставляя ладони, — это имитация ползания. Попробуйте немного раскачивать корпус назад-вперед из позиции на четвереньках. Ползите рядом — малыши копируют действия взрослых.
  • Упражнения на гимнастическом шаре тренируют мышцы, равновесие и координацию движений.

Рацион ребенка в 6 месяцев:

  • Прикармливать начинают либо с овощных пюре, либо с безглютеновых каш на воде или молоке. Козье молоко в составе продуктов прикорма реже вызывает аллергию и легче усваивается, чем коровье молоко..
  • Расширение рациона происходит с двухкомпонентными детскими пюре на основе фруктов и овощей или фруктов и творожка. Мясной прикорм, кефир вводят позднее..
  • В качестве добавки используется только витамин D3 в профилактической или лечебной дозе.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.

Читайте также

Наверх