Как сформировать правильные пищевые привычки до года

Как сформировать правильные пищевые привычки до года

7 минут
10711

член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии

Позитивное влияние родителей на предпочтения в еде — один из способов вырастить здорового ребенка. Дети учатся правильно питаться, во многом подражая взрослым. Пищевые привычки детей, привитые в первый год жизни, станут основой пищевого поведения в будущем.

— Анастасия Ивановна, роль питания в формировании пищевого поведения научно обоснована. В каком возрасте складываются пищевые предпочтения?

— Формирование пищевых привычек начинается задолго до рождения. На 7—8 неделе беременности у плода уже закладываются вкусовые способности. Первый вкус, который пробует ребенок, — это вкус околоплодных вод. Исследованиями подтверждено, что питание мамы во время беременности влияет на формирование пищевого интереса у ребенка: после будет проще вводить те или иные продукты в детский рацион с учетом того, что ела мама. Поэтому первый этап формирования правильных пищевых привычек — беременность.


— Что происходит на первом году жизни?

— Задача любой мамы — сформировать правильные пищевые привычки ребенка с детства. Чем раньше заложится привычка, тем она будет устойчивее и полезнее в дальнейшем. Мама будет знать, когда ребенок ест, а малыш — знать, когда он ест. Все будут прекрасно понимать, что и когда происходит. Основываемся на базовых физиологических потребностях — в еде в первую очередь. Потому что если мы не сформируем пищевые привычки у ребенка до года, после это будет проблематично.

Отсутствие правильных пищевых привычек может вылиться в отклонения в усвоении питательных веществ, а дальше — в недобор веса, отклонения в развитии. Все заинтересованы в том, чтобы малыши росли здоровыми, так что лучше заняться этим вопросом заранее.


— Что делать родителям, если они упустили момент и не занимались формированием правильных пищевых привычек у малыша?

— Ребенок бессознательно копирует привычки родителей в питании, ест те продукты, которые едят мама и папа. Ребенку можно ничего не объяснять: он делает то, что видит.

Если что-то не получилось, никогда не поздно заняться пищевыми привычками. Год — это еще не край, люди просят сформировать правильные пищевые привычки и в 16—17 лет, просто работа ведется на другом уровне. До года проще в игровой форме заложить правильные понятия, отследить режим, подстроившись под сон. Но вообще родители никогда не должны опускать руки.


— Как сформировать у детей правильные пищевые привычки? Какие правила приема еды должны быть в семье?

— Чтобы сформировать правильные пищевые привычки на первом году жизни, следует ориентироваться на режим питания. Конечно, все индивидуально и зависит от возраста, физиологических потребностей, но именно соблюдение режима питания закладывает правильные привычки.

  • Интервалы между приемами пищи в идеале выдерживать по 3,5—4 часа.
  • Качество еды. Важно следить за тем, чтобы ребенок принимал пищу по возрасту, придерживаться рекомендаций врачей по схеме и срокам введения прикорма. У ребенка в 4—5,5 месяца начинает проявляться пищевой интерес, поэтому он может взять со стола все что угодно. Но нужно стараться избегать запрещенных продуктов.
  • Количество еды. Желудок ребенка — это два его кулачка. Если ребенок съедает свою норму, для него этого достаточно.
  • Подражание. Показываем на личном примере — что едят родители, то и попробует ребенок. При отказе один и тот же продукт нужно предлагать несколько раз, приготовленным в разных видах.
  • Похвала ребенка должна быть уместной, не нужно захваливать малыша. Он понимает, что пища — это его базовая потребность. Если ребенок голоден, хвали — не хвали, он поест. Поэтому можно дать ему попробовать новый продукт и понять, нравится малышу такая еда или нет. Если он не хотел, но попробовал, в этот момент стоит его похвалить и поддержать. Иначе получится, что мама хвалит дитя, потому что оно ест.
  • Запрет на «хорошее» и «плохое». Не следует готовить ребенка к тому, что питание может нанести вред (так же с уколами — не стоит настраивать, что это больно), делить продукты на хорошие и плохие (съешь кабачок и получишь сладкое). Ребенок должен понимать, что еда — это еда. Родители решают, чем питаться, предлагая продукты на выбор, а ребенок решает, хочет он их или нет.


— Как определить, наелся ли ребенок, и нужно ли беспокоиться, если он оказывается от еды?

— Сейчас много информации об интуитивном питании — оно означает, что дети съедают столько, сколько им нужно, и то, что им нужно (белки, жиры, углеводы) в зависимости от возраста. Например, при увеличении двигательной активности ребенок употребляет больше белка. В период болезни организм все силы бросает на защиту, работу иммунной системы, и малыш ест меньше. Когда ребенок лежит с температурой, проще закрыть глаза на питание не по режиму или на то, что он ест не тот продукт, который вы хотели ему дать. Пища должна поддерживать силы. Ребенок сам поймет, что наелся.


Случай из практики. Ребенок все время просил мясо. Это необходимый белок для энергии, но ограниченный рацион с точки зрения витаминов. Малыш увлекающийся и очень подвижный мог заиграться, долго не есть, а потом срочно восполнить потребности растущего организма именно белком, а не сладостями.

Что было сделано: ребенку снизили физическую активность, поработали над его правильным рационом, сбалансировали питание по белкам, жирам, углеводам. Через месяц он перестал просить только мясо, поскольку организм почувствовал, что энергию можно брать из других видов пищи.


Родителям стоит беспокоиться, когда ребенок недобирает вес. При недоборе могут не усваиваться нутриенты, нарушаться работа не только желудочно-кишечного тракта, но и всего организма, который недополучает питательных веществ.


— Анастасия Ивановна, можно ли замотивировать детей есть здоровую пищу поощрением в виде сладостей? И отличается ли роль десерта и лакомства в мотивации?

— Десерт принимается после основного приема пищи. И это может быть не только сладкое, но и любимый продукт ребенка (например, фруктово-творожное пюре от МАМАКО®), и не обязательно полная порция. Сладость дается в любое время суток, но в качестве перекуса.

Каждая семья решает для себя, давать сладости между приемами пищи или нет. Важно умение общаться и договариваться с ребенком. Если мама разрешает сладкое, то папа, бабушки и дедушки должны ее поддержать. Если сладости запрещены, то можно договориться, что после еды будет десерт. Ребенок на бессознательном уровне учитывает эту договоренность.


— Уговоры помогают ребенку войти во вкус?

— Родители всячески воздействуют на ребенка, чтобы он ел. Недавнее исследование показало, что малыш скорее поест при просмотре мультиков, а также если родители пообещают что-то за еду или, наоборот, запретят в случае, если он не поест.

Но важно больше общаться, понимать возрастные особенности ребенка. Так, подросток скорее услышит своего друга, чем маму. Ребенок до года послушает родителей — что ему говорят, на то он и ориентируется. Поэтому в первую очередь родители должны сами определиться, какого режима придерживаться.


— У некоторых родителей не получается воспитывать адекватное пищевое поведение и они принуждают ребенка есть — это норма или невольная ошибка взрослых?

— О том, что ребенка нельзя кормить насильно, говорят многие гастроэнтерологи. Больше 80 % детей, которых родители заставляли есть или доедать порции пищи, потом получали диагноз — «школьный» гастрит. Принуждение и психологическое давление недопустимы — если ребенок не хочет есть, он имеет право отказаться. А вот когда ребенок отказывается от того, что ему дают, с ним надо договариваться.

Формирование правильного рациона питания — физиологичный процесс, так же как сон или прогулка, и его нужно просто наладить. Не стоит вдаваться в панику, если ребенок чего-то не съел: от пропуска одного приема пищи еще ни один человек не пострадал. Малыш не останется голодным и найдет, что поесть. Задача родителей — сделать так, чтобы на его пути попадалась правильная пища.

Кроме того, частая ошибка родителей — задабривание и поощрение сладостями после основных блюд. Можно разрешать сладкое, но дозированно. Такая мотивация условно делит продукты на вкусные и невкусные. У ребенка возникнет вопрос, надо ли есть невкусное. Поэтому мотивация конфетой не работает, так же как мотивация страхом. Лучше всего самомотивация. Задача родителей — заинтересовать ребенка и дать ему понять, что если он голоден, то лучше поесть, чтобы быть сытым.


— В каких случаях ребенка нужно показать врачу?

— Недобор веса, аллергические реакции и неприятие организмом какого-то продукта — повод обратиться за помощью к педиатру, диетологу или гастроэнтерологу. Дневник питания поможет следить за рационом и лучше понять причину нежелательных реакций.



Период до года — время, когда мама каждый день должна держать руку на пульсе. В эти месяцы происходит самый большой скачок в развитии ребенка, каждый день для него — открытие и, возможно, новый шаг в формировании правильных пищевых привычек. У ребенка должны быть режим питания, понимание чувства голода, необходимости вовремя поесть и ощущение сытости. Родители могут положительно влиять на пищевые привычки детей — для этого нужно активно принимать участие в их питании. Но старайтесь не переусердствовать.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения. Товар сертифицирован.

Читайте также

Наверх