Год — это целая эпоха в развитии мозга. Представьте: всего 365 дней — и хаотичные нервные импульсы превращаются в слаженную симфонию мыслей, чувств и движений.
В этом легко убедиться — все мы видим, как новорожденный малыш, в арсенале которого лишь непроизвольные рефлексы, к 12-му месяцу жизни вовсю использует свои первые психомоторные навыки для взаимосвязи с окружающим миром.
В этом возрасте ребенок уже делает первые шаги, понимает речь и произносит слова, совершает простые действия с предметами и игрушками, а также проявляет разные эмоции. Освоение каждой функции открывает новый этап в развитии нервной системы. О них и о том, как развивать малыша, мы поговорили с детским неврологом, психиатром и консультантом по сну Анастасией Ильиничной Цветковой.
— Анастасия Ильинична, как развивается нервная система до года?
— Дети до года совершают невероятный скачок в своем развитии. Новорожденный ребенок абсолютно беспомощный, ему присущи врожденные рефлексы, во всем нужна поддержка, малыш полностью зависим от мамы. К году ребенок может уже ходить, произносить первые слова и есть некоторые виды взрослой еды. Быстро растет мозг, пропорции тела меняются, осваиваются новые модели передвижения.
И здесь важно отметить: развитие нервной системы детей идет последовательно, поэтапно. На каждом из рубежей появляются некие индикаторы нормального развития младенца. Поэтому родителям важно узнать у доктора, что происходит с ребенком в первый год жизни. Это позволит понять, на каком этапе находится малыш и чего можно ожидать в ближайшие месяцы.
Периоды развития нервной системы доношенного ребенка до года
Основные этапы правильного развития | Средние сроки освоения навыков по возрасту | Когда проконсультироваться с неврологом |
Врожденные рефлексы | Рефлексы при рождении, например:
|
В норме рефлексы у малышей должны вызываться. Большинство из них угасают в 3—4 месяца, но сосательный обычно остается до года и может сохраняться до 2 лет. |
Вертикализация головы | Первые произвольные движения
|
Малыш не удерживает голову в вертикальном положении в 3—3,5 месяца. |
Первые эмоции и реакции | Комплекс оживления
Совершенствование функций слуха и зрения
|
Отсутствуют своевременные реакции, слабый комплекс оживления при контакте с любым взрослым. |
Переворот со спины на живот |
|
Если пятимесячный ребенок не переворачивается. |
Ползание и сидение |
|
По данным ВОЗ, в норме ребенок может поползти до 14 месяцев. Тем не менее 9 месяцев — это граница, когда нужно показать ребенка врачу, если у него нет ползания и вертикального сидения. |
Ходьба |
|
Отсутствие самостоятельной ходьбы в 18 месяцев (до полутора лет). |
— Можно ли оценивать развитие грудничка по таблицам из интернета?
— Нужно смотреть на источник, где размещена таблица, и на какие данные ссылаются авторы. Предлагаю ориентироваться на таблицу ВОЗ, где в простом и понятном графике представлены основные навыки моторного развития, распределенные по возрасту.
— Что делать, если ребенок до года отстает от календаря развития, и опасно ли это? Например, если он не ползает, а сразу садится.
— Мамы и папы волнуются — и правильно делают. Теоретически аллергическая реакция может быть на любые продукты питания, за исключением грудного молока.
Ничего критичного здесь нет. У малышей бывает по-разному. Прежде всего смотрят на конституцию ребенка. Так, сниженный мышечный тонус считается особенностью, а не патологией. Такие дети очень гибкие, при этом они бывают достаточно крупные и высокие, поэтому им сложнее организовать себя в пространстве. В рамках нормы, но немного позже, чем другими детьми, все навыки будут ими освоены.
Также оценивают предшествующую двигательную активность. Есть дети, которые могут асимметрично ползать по-пластунски. Чаще всего это связано с их собственным выбором способа движения и игнорированием других. Но не потому, что на уровне структуры есть какие-то повреждения, а из-за функциональных особенностей.
— Что делать, если ребенок до года отстает от календаря развития, и опасно ли это? Например, если он не ползает, а сразу садится.
— Ничего критичного здесь нет. У малышей бывает по-разному. Прежде всего смотрят на конституцию ребенка. Так, сниженный мышечный тонус считается особенностью, а не патологией. Такие дети очень гибкие, при этом они бывают достаточно крупные и высокие, поэтому им сложнее организовать себя в пространстве. В рамках нормы, но немного позже, чем другими детьми, все навыки будут ими освоены.
Также оценивают предшествующую двигательную активность. Есть дети, которые могут асимметрично ползать по-пластунски. Чаще всего это связано с их собственным выбором способа движения и игнорированием других. Но не потому, что на уровне структуры есть какие-то повреждения, а из-за функциональных особенностей.
— Малышу можно помочь?
— Конечно, мы хотим для наших детей максимально гармоничного поступательного развития. И когда малыш ползает на четвереньках, это хорошо. У него укрепляются мышцы кора, мышцы спины, он лучше ощущает себя в пространстве. Поэтому с помощью активных упражнений можно простимулировать ребенка встать на четвереньки и начать ползать. Однако подчеркну: даже если ребенок пропустит этап ползания, но при этом здоров, то и развиваться он будет хорошо.
Смотрите также лекцию д.м.н. Маргариты Павловны Яковенко о том, какое влияние
грудное молоко оказывает на мозг малыша и почему правильное питание мамы
помогает ребенку стать умнее.
— Как помочь малышу развиваться? Может ли младенец расти полноценно без многообразия развивающих игрушек?
— На первом году жизни у ребенка может и не быть никаких игрушек. Главное, чтобы у него была его мама, и совсем хорошо, если у мамы будет энергия на занятия с малышом и возможность восполнять свои силы.
Самое хорошее развитие — полноценный сон, сбалансированное питание, тактильный контакт. Вообще, потребность ребенка быть на руках критически важна для здоровья. Когда мама говорит с малышом, ухаживает за ним, проводит гигиену, купает его и укладывает спать, то она уже очень серьезно развивает ребенка.
Развитие когнитивных способностей обеспечивает адаптированная детская смесь* МАМАКО® Premium с самым современным IQ-комплексом: ARA + DHA + лютеин. Принципиально новая формула создает оптимальные условия для развития зрительного восприятия, памяти, мышления и моторики ребенка.
— И развивашки не нужны?
— Если у мамы есть силы на то, чтобы показать ребенку какие-то картинки, то это будет полезно. Потому что чем больше мы стимулируем малыша, тем больше у него может быть мотивации. Но важно поймать баланс. Сенсорная перегрузка приведет к растерянности, расфокусировке и перевозбуждению младенца.
Порой достаточно двух погремушек, пирамидки и игрушки с лицом, на которой можно учить части тела и тренировать сюжетные игры (к году и после, когда малыш начинает подражать).
— Что может насторожить родителей? И как определить отклонения и нарушения в развитии нервной системы ребенка до года?
— За детьми наблюдают, выбирая занятия и упражнения для развития моторики и эмоционального развития по возрасту.
С 3-4 месяцев грудничку предлагают тянуться к различным предметам, подвесным игрушкам на стойках и дугах развивающих ковриков-манежей. Можно также предлагать ребенку брать погремушку или любой другой безопасный предмет. После 4 месяцев малыш способен захватить предмет рукой, а в 6 месяцев — переложить его из одной руки в другую или бросить из кроватки на пол, не без этого. Если же таких важных навыков нет, это повод показаться педиатру.
Около 10 месяцев ребенок понимает, что игрушки можно еще и складывать. И здесь на помощь приходят пирамидки, кубики, стаканчики. Не стоит ожидать, что десятимесячный младенец соберет что-то по размеру или по цветам. Намного важнее здесь его инженерная мысль: умение нанизывать колечко на палочку и ставить кубик на кубик. Если в год этого навыка еще нет, то необходимо внимательнее наблюдать за ребенком.
Малышу, который начинает осваивать пространство, ползать, все ощупывать и пробовать на зуб, можно дать потрогать совершенно не игровые предметы. Например, дети активно интересуются тапками и кастрюлями. Помогает развитию складывание одних предметов в другие: ребенок охотно положит мяч в корзину или ложку в ведерко. Важно, чтобы малыш пробовал взаимодействовать с разными предметами в игровой форме.
Читайте также
— Выбор игрушек напрямую зависит только от возраста?
— Не только. Всегда нужно учитывать потребности малыша. Не должно быть чрезмерно много музыкальных игрушек: они могут привести к гиперстимуляции и быстрой усталости. К примеру, гиперчувствительные дети от прослушивания даже небольшой мелодии и просмотра яркой игрушки могут перевозбудиться. Они смогут бодрствовать намного меньше, чем положено по их возрасту.
Да, можно игрушками мотивировать, предлагать ребенку двигаться в его развитии в желаемую сторону. Но самое главное, маме надо быть рядом, поддерживать его на всех этапах развития. Малыш замотивирован познавать мир: его жизненная программа направлена на реализацию своего потенциала. И для этого нужны благоприятные условия среды, которые маме по силам обеспечить.
— Выбор игрушек напрямую зависит только от возраста?
— Если здоровый малыш родился в активной семье, то не надо выключаться из привычной социальной жизни. Абсолютно нормально, когда маленький ребенок присутствует во время активностей родителей.
Однако нужно понимать, что первые месяцы жизни достаточно уязвимы в плане инфекционных заболеваний. Важно защитить малыша с этой стороны. Обсудить своевременную вакцинацию с педиатром.
Более того, необходимо обратить внимание на ритм дня, чтобы ребенок не «перегуливал». Можно однократно пропустить привычное время сна – его нервная система справится. Плохо, когда родители долго не могут обеспечить ребенку комфортное и подходящее по возрасту соотношение времени бодрствования и спокойного сна.
Важно соблюдать баланс и гармонию, чувствовать своего ребенка и опираться на его потребности. Одни дети спокойные и флегматичные, они быстро адаптируются к разным условиям, другие малыши высокочувствительные и требовательные, и даже малейшее изменение режима может заметно сказаться на их нервной системе: привести к перевозбуждению и усталости.
— К какому врачу обращаться при проблемах с развитием нервной системы?
— Педиатр — первый специалист, к которому идут за консультацией. На приеме происходит сортировка проблем по значимости. Если решение будет в компетенции педиатра, он успокоит или назначит дополнительное обследование, а если сочтет необходимым, то направит к узкому специалисту, например, к детскому неврологу.