Развитие опорно-двигательной системы до года и обязательные осмотры у травматолога-ортопеда

Развитие опорно-двигательной системы до года и обязательные осмотры у травматолога-ортопеда

20 минут
4158
Avatar

детский врач травматолог-ортопед

Двигательные функции развиваются по принципу «с головы до пят»: сначала ребенок поднимает голову, грудной отдел, потом сидит самостоятельно, затем встает и, наконец, ходит. Когда идет освоение навыков, каким бывает типичное и нетипичное развитие ребенка по месяцам до года, а также о том, что входит в осмотр у ортопеда в год, рассказала детский травматолог-ортопед Анна Александровна Быкова.

— Анна Александровна, как опорно-двигательный аппарат плода развивается в утробе матери?

— На второй неделе внутриутробного развития из мезенхимы — так называется первая зародышевая ткань, которая дает начало группе тканей внутренней среды, — начинается закладка костной, мышечной и хрящевой тканей. Формирование костной ткани проходит в несколько этапов. Сначала она представлена хрящевой тканью; на 8-9 неделе происходит окостенение.

Состав костной ткани детей раннего возраста отличается от костной ткани взрослых людей: в ней больше воды в процентном соотношении, меньше минеральных веществ, поэтому костная ткань малышей обладает большими способностями к регенерации. Например, при переломе ключицы во время родов может произойти полная ее консолидация (сращение) в течение 5-6 дней, но в 2-3 года на это уже понадобится 2-3 недели, а во взрослом возрасте — не менее 4 недель.



На развитии плода сказываются состояние матери, сбалансированность ее питания и отсутствие дефицитов нутриентов, в том числе за счет принимаемых во время беременности витаминно-минеральных комплексов.


— В чем особенности скелета новорожденного?

— Опорно-двигательный аппарат новорожденного представляет собой взаимосвязанные структуры костей, мышц, суставов и сухожилий, и на момент рождения они уже сформированы. В костях детей есть особые участки — зоны роста, за счет которых происходит рост в длину и ширину.

Что касается количества костей, то у малышей их насчитывают приблизительно 350, в то время как у взрослого их около 206. К примеру, тазовая кость у взрослого одна, а у детей в возрасте до 14 лет таз представлен тремя костями. И если взглянуть на рентгенографические снимки, то часть суставов, а также кисти и стопы тоже отличаются, поскольку многие участки еще просто полностью не окостенели.

— Почему осмотр младенца травматологом-ортопедом в родильном отделении — один из самых важных?

— В советское время была распространена практика осмотра ребенка травматологом-ортопедом в родильном отделении. Сейчас такой практики уже не существует.

Ответственность за осмотр и выявление патологий опорно-двигательного аппарата у новорожденного ложится на врача-неонатолога. Грубые патологии по типу врожденной косолапости, врожденного вывиха бедра опытные врачи могут определить, проведя ряд клинических проб, а косолапость новорожденного ребенка легко визуализируется и часто устанавливается внутриутробно. После при необходимости новорожденного направляют на консультацию к специалисту.

— Какие болезни опорно-двигательной системы чаще всего встречаются у новорожденных детей и малышей 1 месяца жизни?

— Большая часть новорожденных детей здорова. Врожденные аномалии развития костно-мышечной системы встречаются у 1–10 новорожденных из 1000 детей. Чаще всего мамы сталкиваются с такими диагнозами, как дисплазия легкой степени («незрелость» тазобедренных суставов) или установочная кривошея. Эти отклонения нужно обязательно мониторировать.


Причины врожденного вывиха бедра у новорожденных Чем опасна дисплазия тазобедренных суставов у новорожденных Признаки кривошеи у новорожденных
Головка бедра располагается не в области вертлужной впадины тазовой кости.

Причины вывиха точно неизвестны: выделяют экологию, наследственные факторы, стресс, особенности развития и прочее.

Если в анамнезе у родителей был врожденный вывих бедра, детям проводят ультразвуковое исследование тазобедренных суставов в роддоме.

Лечение в 0—3 месяца консервативное и заключается в фиксации бедер в положении отведения с использованием специальных устройств, таких как стремена Павлика, ортез Тюбингера, шина Кошля.

Верхний край вертлужной впадины сформирован недостаточно: в результате этого головка бедренной кости не удерживается во впадине, что в свою очередь может привести к вывиху и повреждению головки бедра.

Состояние опасно формированием артроза, грозит инвалидностью, необходимостью протезирования сустава в будущем.

Тактика наблюдения и лечения пациента зависит от результатов ультразвукового исследования. При наличии признаков дисплазии тазобедренного сустава средней и тяжелой степени показана фиксация, как при врожденном вывихе бедра.

Голова малыша находится постоянно в положении наклона и поворота в одну сторону. Врожденная кривошея чаще связана с повреждением грудино-ключично-сосцевидной мышцы, а именно с кровоизлиянием и формированием в ней гематомы.

Это ведет к укорочению мышцы и является врожденной кривошеей.

Лечение оперативное. До операции нужны наблюдение, фиксация ассиметричным жестким воротником, пассивная растяжка мышцы.

Если голова в покое наклонена в одну сторону, но спокойно выводится в среднее положение, не ограничен ее поворот налево/направо — это установочная кривошея. Она лечится двигательным режимом, поощрением поворота головы направо/налево, массажем, плаванием.


Для диагностики ортопедических заболеваний всем детям в возрасте 1 месяца обязательно проводят УЗИ-скрининг тазобедренных суставов, а УЗИ шейного отдела позвоночника делают при наличии показаний. Рентгенографию таза назначают, чтобы подтвердить или опровергнуть подозрения врача на наличие тяжелой дисплазии или врожденного вывиха бедра. При травме во время родов, например, при переломе ключицы или других костей скелета, также дополнительно могут сделать рентгеновские снимки.



— Анна Александровна, если малыш находится в группе риска по проблемам с тазобедренным суставом или еще не прошел УЗИ-мониторинг, на какие симптомы родителям необходимо обратить особое внимание?

— Любая мама, раздевая малыша, может обнаружить какие-либо изменения или отклонения. И если что-то ее настораживает, можно всегда задать вопрос неонатологу, педиатру или травматологу-ортопеду.

Симптомы, которые могут натолкнуть на мысль о дисплазии тазобедренных суставов или врожденном вывихе бедра:

  • Выраженная асимметрия паховых, подъягодичных, подколенных складок.
  • Разная длина ног в положениях лежа на спине, лежа на спине с согнутыми под углом 90° коленными суставами, лежа на животе с выпрямленными и согнутыми под 90° ногами.
  • Характерный симптом щелчка: он возникает при отведении бедра и вправлении вывихнутой головки в сустав. Важно не путать щелчок с хрустом сустава.
  • Ограничение отведения бедра.

Польза козьего творога для ребенка не только в кальции и фосфоре, необходимых для крепких костей, профилактики рахита и прорезывания зубов. Козье молоко усиливает усвояемость минералов, а значит, они в большем объеме дойдут до костной ткани..


Таблица. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата (ОДА) и двигательные навыки у детей до 1 года

1-е полугодие. Что смотрит травматолог-ортопед у новорожденных

0-1 месяц При рождении объем движений в суставах должен быть полный, симметричный, не вызывать беспокойства и раздражения у малыша.

  • Целенаправленных активных двигательных навыков обычно нет, всё обусловлено рефлексами.
  • Могут быть спонтанные движения руками и ногами, повороты головы, по инерции — перевороты со спины на живот, ползание вперед-назад. Но всё это пока автоматизмы.
2 месяца
Значимых и видимых изменений не происходит. Первые 3 месяца жизни ребенка часто называют четвертым триместром беременности или периодом донашивания новорожденного. Малышу необходимы забота, тонкий телесный контакт с мамой.

  • Навык удержания головы формируется в возрасте 1-3 месяцев.
  • Особо шустрые малыши пытаются перевернуться, чаще механизм таков: раскачался и перевернулся.
  • Полезны массаж, выкладывания малыша на живот, грудничковое плавание с постепенным увеличением объема динамических упражнений.
3 месяца Первый плановый осмотр травматологом-ортопедом Врач травматолог-ортопед входит в перечень обязательных специалистов, которые должны осмотреть ребенка в 3 месяца, согласно приказу Министерства здравоохранения РФ от 10 августа 2017 г. № 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». На приеме врач проверяет объем пассивных движений в верхних и нижних конечностях, во всех отделах позвоночника, оценивает симметричность, участие грудной клетки в акте дыхания, изгибы и отклонение оси позвоночника, строение и функционирование рук и ног.

  • Дети начинают уверенно держать голову, некоторые переворачиваются.
  • Это возраст перехода на горизонтальную поверхность (пол) для развития и приобретения новых двигательных навыков: ребенка располагают на коврике и стимулируют игрушками, чтобы он полз, тянулся, пытался переворачиваться и ему было интересно поднимать голову, поворачиваться и смотреть; обязательны выкладывания на живот; приветствуются грудничковое плавание, упражнения на фитболе.

Если у ребенка в возрасте 1 месяца был выставлен диагноз дисплазия тазобедренных суставов легкой степени, то в 3 месяца проводят повторное УЗИ тазобедренных суставов. Чаще всего диагноз снимают, но, если отклонения сохраняются, проводят дополнительные исследования и назначают лечение.
4 месяца
  • Малыш совершенствует приобретенные навыки: удерживает голову лежа на животе и в вертикальном положении, переворачивается со спины на живот, с живота на спину. Особо прыткие малыши осваивают ползание по-пластунски и на четвереньках.
  • Если малыш не удерживает голову и не предпринимает попытки к переворотам, следует обратиться к врачу-неврологу для детального осмотра и обследования.
5 месяцев
Время для отработки навыка переворачивания и обучения новому: ползанию по-пластунски, опоре на вытянутые руки, четверенькам.

2-е полугодие. Что смотрит у грудничков травматолог-ортопед

6 месяцев При рождении объем движений в суставах должен быть полный, симметричный, не вызывать беспокойства и раздражения у малыша.

Многие родители ждут, что в полгода ребенок сядет, но так бывает не всегда. Чаще всего малыш садится из положения четверенек. Не освоив эту позу, он вряд ли сядет, хотя бывают и исключения. Нельзя высаживать ребенка в подушки, тянуть за руки, когда он поднимает голову и пытается встать (малыш делает это для улучшения обзора, а не чтобы сесть).

  • Если ребенок не сидит, ничего страшного. Возрастной коридор для становления навыка сидения — от 6 до 9 месяцев.
  • Малыш обязательно должен держать голову, переворачиваться и пытаться ползти по-пластунски. Все дети разные, и необходимо оценивать двигательное развитие индивидуально, сопоставляя с мышечной подготовкой малыша и его готовностью к движению.

Планового осмотра травматологом-ортопедом в 6 месяцев нет, но врач может дополнительно пригласить вас к себе, если у ребенка были выявлены отклонения.

  • Для стимуляции ползания и сидения можно выполнять упражнения «каракатица»: малыш опирается на ручки, а его тело поддерживает родитель, стимулируя передвижение. Можно помогать малышу с опорой на четвереньки, помогать ему раскачиваться. Некоторые дети в полгода уже пытаются вставать — это нормально, если малыш встает самостоятельно, помогая себе руками.
  • Для стимуляции двигательных навыков важно создать безопасную среду: пол с резиновым или вязаным ковриком, чтобы ребенок мог в радиусе 2-3 квадратных метров передвигаться и изучать мир; полезны погремушки и другие игрушки.
7 месяцев
В норме ребенок может не сидеть без поддержки — навык развивается до 9,5 месяца. Важно следить за тем, как малыш держит голову, какие попытки предпринимает, как двигается. При задержке формирования навыков посещают врача-невролога.

  • Могут появиться новые навыки: попытки стоять с поддержкой или даже ходить с поддержкой, ползать на четвереньках.
  • Проверяют навыки на твердой ровной поверхности, на полу, стимулируя игрушками.
  • Нельзя использовать ходунки, прыгунки, водить малыша за руку, высаживать в подушку. Задача родителей — стимулировать ребенка к движению в игровой форме, чтобы он сам захотел что-то сделать.
  • Доказано, что 4 % здоровых детей пропускают такой навык, как ползание на четвереньках. Поэтому если ваш малыш не ползает на четвереньках, но ползает по-пластунски или уже предпринимает попытки к вертикализации, это нормально.
8 месяцев
Имеющиеся навыки закрепляются, появляются новые.

  • Ребенок учится сидеть самостоятельно, ползать, вставать у опоры, кто-то начинает ходить у опоры.
  • Если произошел откат или остановка в развитии, в первую очередь обращаются к неврологу для исключения патологии.
  • Важно разнообразить двигательный режим ребенка — вводить больше интересных ему игр и движений.
9, 10, 11, 12 месяцев
  • Малыш начинает передвигаться у опоры с поддержкой (вставать у опоры, держаться за нее и переставлять ноги).
  • Если ребенок уже самостоятельно стоит (может встать, постоять несколько секунд и сесть) или умеет самостоятельно ходить (сам встал, постоял немного, сделал несколько шагов до опоры, оперся на что-то) — отлично.
  • Использование толокаров (машинок-каталок), если ребенок начал ходить вдоль опоры, приветствуется.
1 год
Второй плановый осмотр травматологом-ортопедом
Вертикализация позволяет выявить отклонения в развитии стопы и нижних конечностей. Поэтому в год обязательно нужно пройти осмотр у травматолога-ортопеда. Врач оценит внешний вид стоп и ног в положении стоя, во время ходьбы, проведет функциональные пробы.

  • При первых попытках к стоянию и самостоятельной ходьбе свод стопы обычно уплощен, ее передний отдел может быть отведен кнаружи, стопа завалена внутрь — это нормально. Такая форма стопы обусловлена наличием слоя подкожной жировой клетчатки, выполняющего амортизирующую функцию. Мобильное функциональное плоскостопие есть у 92 % детей в возрасте 1 года.
  • Наличие выраженного свода в год вызывает большую настороженность, чем его отсутствие, и является показанием для обращения к специалисту.
  • Для правильного формирования свода стопы полезны подъемы и спуски по ступенькам, шведская стенка, ходьба по неровным поверхностям.

— Какой должна быть обувь малыша?

— На первые шаги домашняя обувь не нужна — лучше учиться ходить босиком. Если ребенок начал ходить летом, то на улицу можно выбрать любой удобный вариант с гнущейся мягкой подошвой, фиксацией из липучек, застежек. Полезны ходьба по неровной поверхности, прогулки босиком по камушкам, песочку, травке — это лучшая стимуляция развития свода.

Если ребенок пошел в зимнее время, то на улицу покупают любой теплый вариант обуви: функциональные характеристики неважны. Дома желательно разнообразить поверхность для ходьбы при помощи ортопедических ковриков, неровностей и так далее.


Опорно-двигательный аппарат ребенка сформирован к моменту рождения, но имеет ряд особенностей. Нарушения двигательных навыков, в том числе навыков сидения, ползания и ходьбы во младенчестве, могут быть связаны как с аномалиями развития костно-мышечной системы, так и с неврологическими нарушениями. Важно выявить их вовремя и незамедлительно начать лечение. Для этого в первую очередь нужно проходить плановые осмотры, которые положены ребенку до 1 года.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения. Товар сертифицирован.



Читайте также

Наверх