Педагогический прикорм: схема и правила

Педагогический прикорм: схема и правила

5 минут
77532

член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии

Педагогический прикорм отличается от традиционного детского прикорма. Здесь нет детских пюре и каш, специальных таблиц с подробным описанием продуктов и объемов порций, которые должен получать ребенок. Что же такое педагогическое питание, как его вводить и что давать малышу, пояснила нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.

— Анастасия Ивановна, какие особенности имеет педагогический прикорм?

— Педагогический прикорм (или естественный прикорм, предприкорм) — это такое питание, когда малыш пробует взрослую пищу за общим столом с родителями.

  • Педагогический прикорм при грудном вскармливании: ребенок потребляет ту же еду, что и мама; нет особенных нюансов в том, что именно давать ребенку.
  • Педагогический прикорм при искусственном вскармливании: мама внимательно отслеживает, что дает малышу и в каких количествах, чтобы это не мешало кормлению смесью, которое продолжается по четкому расписанию и в точных объемах.

— Можно ли сочетать педагогический прикорм с кормлением грудным молоком или смесью?

— Можно, но не в один прием пищи. Лучше разделять кормления, чтобы у ребенка не было путаницы — ест он или знакомится с едой, и чтобы отследить реакцию его организма на тот или иной продукт.

Педагогический прикорм

Плюсы

  • Ребенок знакомится с новой пищей, исходя из своих потребностей.
  • Ребенок приучается есть, знакомится с традициями семьи.
  • Закладывается пищевой интерес — то, за что всегда бьются мамочки, чтобы потом ребенок брал со стола нужные продукты.
  • Ребенок учится жевать, его пищеварительная система постепенно привыкает к новым блюдам.
  • Не требуется время для приготовления отдельных блюд — ребенок получает то, что ест мама.

Минусы

  • Семья должна питаться правильно. Если на столе фастфуд, ребенок залезет в тарелку и съест то, что едят родители.
  • Нужно быть аккуратными с продуктами: что-то может вызывать аллергию или расстройство стула.
  • Из-за разнообразия продуктов сложно понять причину аллергии.
  • При первых прикормах ребенок может давиться пищей — нужно сократить объем порции и размер частичек продуктов до минимума, вплоть до одного зернышка: тогда малыш не поперхнется едой, но распробует ее.

— Педагогический и педиатрический прикорм — существенна ли разница?

— Педиатрический прикорм начали вводить в XX веке детям, которых вскармливали смесью. Поскольку эта система для всех одна, под конкретного ребенка подстроиться сложно. К тому же педиатрические прикормы постоянно меняются в зависимости от потребностей времени и пересматриваются Всемирной организацией здравоохранения. Цель педиатрического прикорма состоит в том, чтобы в максимально короткие сроки перевести ребенка на общий стол. Для этого минимальные дозы, с которых начинается такой прикорм, очень быстро увеличиваются, и рацион постоянно расширяется.

Педагогический прикорм более лоялен и близок к естественному порядку вещей. Мама точно знает, что пробует ее ребенок, не слишком жестко ориентируясь на его возраст. Предприкорм может растянуться по времени до года — мама всегда учитывает индивидуальные особенности малыша.

— Каковы правила педагогического прикорма?

— Они зависят от того, на каком питании находится ребенок. Если это искусственное вскармливание, с предприкормом могут возникать проблемы — у смеси есть точные дозировки и интервалы между кормлениями. На грудном вскармливании с педагогическим прикормом проще, мама уже подстраивается под ребенка.


Как вводить педагогический прикорм

С чего начать педагогический прикорм

  • при ГВ: с продуктов из рациона мамы во время кормления грудью, чтобы вкусовые рецепторы ребенка среагировали на них
  • при ИВ: с монопродуктов, чтобы дать малышу распробовать их вкус
  • дозировки: минимальные, с горошину, чтобы ребенок не подавился

Продукты и блюда, которые не дают с семейного стола

  • жареное
  • фастфуд
  • консервы
  • с приправами
  • соленое, перченое

С введением педагогического прикорма ребенок учится фиксировать себя вертикально, вырабатывает координацию движений — тренируется брать и класть кусочки в рот или ложечкой, кормить взрослого и заодно общается с мамой.


— Существует ли универсальная схема педагогического прикорма?

— Каждая семья ориентируется на свой рацион и пищевые привычки. То есть родители будут давать ребенку те продукты, которые употребляют сами.


— Допустимы ли игры с едой во время педагогического прикорма?

— Мнения расходятся. Некоторые специалисты считают, что еда с игрой помогает заинтересовать ребенка. Как нутрициолог я не рекомендую играть с едой — либо нужно обсудить с мамой возраст малыша и то, что она подразумевает под этим процессом. Ребенок должен понимать свои потребности, и если он голоден, то ему надо поесть. Мама должна определить для себя, разрешать или не разрешать малышу игры с едой. Если позволять это, то ребенок должен быть под присмотром, чтобы не подавился, не испачкался, не обжегся, не порезался.


— К каким последствиям ведет неправильный педагогический прикорм?

— Неправильным здесь может быть позднее введение прикорма. Педагогический прикорм предшествует педиатрическому. Ребенок готовится принимать пищу, которую едят взрослые люди. Если родители сразу вводят педиатрический прикорм, то чаще сталкиваются с поведением «хочу — не хочу», «буду — не буду», то есть ребенок может быть не готов к тому, что ему дают в ложке. Если бы раньше ему предложили педагогический прикорм, то отторжения продуктов бы не возникло.


— А если ребенок отказывался пробовать и педагогический прикорм?

— К этому нужно относиться спокойнее: не взял — значит, не взял. Предприкорм позволяет подстраиваться под малыша. Не хочет какой-то продукт — есть другие варианты. Ведь цель — не накормить, а познакомить ребенка с новой пищей, вкусами, текстурами.


— Совместимы ли вредный рацион семьи и педагогический прикорм?

— Семья может продолжать есть вредную еду, но если планируется предприкорм, маме придется отдельно готовить полезную пищу для ребенка. Если такой возможности нет, лучше не начинать педагогический прикорм, чтобы не навредить детскому здоровью.


— Как вызвать пищевой интерес, если ребенок абсолютно игнорирует еду с общего стола?

— Появление пищевого интереса — вопрос индивидуальный. Самое главное — это личный пример родителей. Если в работе организма нет физиологических нарушений, то интерес рано или поздно придет. Нужно чаще появляться на глазах у ребенка с едой и самим получать удовольствие от приема пищи. У кого-то пищевой интерес проснется в пять месяцев, у кого-то в семь, но это в любом случае произойдет. Малыш не будет просто сидеть за столом, не принимая участия в происходящем. Он увлечется процессом, и задача предприкорма — совместить приятное с полезным.


Педагогический прикорм вводят, чтобы познакомить ребенка с разными видами продуктов, их консистенцией, а также постепенно подготовить его пищеварительный тракт к новой пище. Можно давать полезные продукты со стола в минимальном количестве, поскольку цель предприкорма — не накормить, а дать попробовать, приучить ко взрослой еде, научить держать кусочки и ложку, развить моторику рук. Если ребенок отказывается от одного продукта, надо предложить ему замену или выбрать другое время, поскольку негативная реакция на пищу может появиться, например, при прорезывании зубов или по другим временным причинам. Начинать педагогический прикорм лучше, когда у ребенка ничего не болит и он в хорошем настроении.

* Грудное молоко является лучшим питанием для младенцев. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в течение первых 6 месяцев жизни ребенка и продолжение грудного вскармливания после введения прикорма до возраста 2 лет. Перед вводом новых продуктов в рацион малыша необходимо проконсультироваться со специалистом. Материал носит информационный характер и не может заменить консультацию специалиста здравоохранения. Для питания детей с рождения.

Читайте также

Наверх